Что общего между исполнением ежедневных религиозных молитв и живым общением с хорошими друзьями? Очень многое, утверждает датский нейролог Уффе Шйодт, который при помощи магнитно-резонансной томографии исследовал умственную активность ряда повседневных видов деятельности. Результат, по словам ученого, его не удивил – в молитве нет ничего мистического, она очень похожа на разговор с другим человеком.
Шйодт и его коллеги из Университета Аартуса предложили группе добровольцев совершить две задачи – одну религиозную, вторую нет. Сначала всем участникам эксперимента было предложено помолиться, прочитав каноническое рифмованное обращение к богу про себя. При этом была зафиксирована активность отделов головного мозга, отвечающих за пересказ и повторение.
Во втором задании участники опытов должны были обратиться мысленно со своими пожеланиями к богу, а затем - к вымышленному персонажу, на роль которого лучше всего подошел Санта-Клаус. Использованные в этом случае функции мозга имели отношение к общению, при помощи которых человек реализует свою способность к коммуникациям.
Это задание полностью подтвердило положения теории разума. В соответствии с ней, человек при общении с собеседником всегда помнит (сознательно или подсознательно) о том, что тот может иметь собственные мотивации и цели. Именно эти предупреждающие механизмы оказались включены в мозгу подопытных при проведении второй части эксперимента.
Два из активирующихся разделов головного мозга отвечают за изъявление желания на конкретную реакцию собеседника и сравнением его с действительным ответом. Кроме того, задействуется часть префронтального кортекса, которая пытается предугадывать намерения оппонента. Начинается реакция и в механизмах мозга, отвечающих за связь с воспоминаниями. Так происходит каждый раз, когда человек встречает знакомого и пытается его идентифицировать.
Префронтальный кортекс является ключевым камнем всей теории разума. В этом отношении критически важно, что этот раздел мозга в большей степени оставался неактивным при обращении к Санте, и начинал возбуждаться при молитве. Результат показывает, что все испытуемые были уверены в том, что Санта-Клаус является вымышленным персонажем, а бог – реальной личностью.
Предыдущие исследования показали, что префрональный кортекс не реагирует на взаимодействие с неживыми объектами, такими как персонажи компьютерных игр. «Мозг не активирует эти свои отделы, потому что не видит признаков взаимного общения, а также не верит в существование у компьютера личных намерений», - утверждает Шйодт. Вместе тем, уверен профессор, верующие обращаются с молитвой, как если бы они ходатайствовали перед хорошо знакомым им человеком.
Сделанное датчанами открытие, скорее всего, станет аргументом в споре атеистов и верующих, причем им будут пользоваться обе стороны. Первые скажут, что это доказательство иллюзорности бога, вторые же будут утверждать, что способность человека воспринимать бога как реальность, есть самое главное доказательство веры.