Канал фараонов – загадка древности

Немецкий исследователь обнаружил в горном районе Иордании самый длинный туннель древности. По каменной трубе в роскошные города занятого римлянами переднего Востока текли миллионы тонн питьевой воды. Однако примитивное, на первый взгляд, сооружение представляет собой настоящую загадку.

Когда римляне не были заняты покорением новых территорий, они расходовали свою энергию на возведение акведуков. В них инженеры империи применяли стандартные свинцовые трубы с давлением в 15 бар.

В одной только столице имелось тысячи источников питьевой воды, фонтанов и терм. Зажиточные сенаторы в знойные дни освежались в бассейнах, а в своих садах строили прохладные гроты. Античный Рим отличался рекордным потреблением воды: более 500 л на человека в сутки. Для сравнения, в современной Германии расходуется около 125 л.

В засушливой Палестине, которую римляне покорили, воды явно не хватало. Но вскоре толковые конструкторы акведуков решили эту проблему. В бывшей римской провинции Сирия (сегодня Иордания) они создали под землей систему каналов протяженностью в 106 км. Недавно ученые приступили к исследованию туннеля, который местные жители называют Qanat Firaun – «канал фараонов».

Строителями, вероятнее всего, были легионеры, которые извлекли из грунта более 600 тысяч кубических метров камня, что соответствует четверти объема пирамиды Хеопса. Благодаря этому сооружению родниковой водой снабжались три крупных города так называемого декаполиса – десятиградия, экономического центра, состоящего первоначально из 10 коммун. Конечным пунктом являлся город Гадара, в котором проживало примерно 50 тысяч жителей.

В античные времена путь в нагорье северного Иордана преграждала цепь столовых гор, окруженных крутыми ущельями. Одной из первых преград было ущелье Вади-эль-Шалал глубиной 200 метров. При уровне тогдашней техники преодолеть такую пропасть не удалось бы ни одному римскому инженеру.

Читайте также: Найдено самое древнее оружие на Земле

Однако строители чуть уклонились и провели акведук вдоль горного фланга на юг. Поскольку надземная трасса на непроходимой территории была едва ли возможна, они перенесли водоток во внутреннюю часть крутого склона. Иногда пустынная долина оказывалась настолько тесна, что приходилось наводить мосты. И сегодня в ущелье можно еще увидеть тёсовые камни древних сооружений.

По другую сторону пропасти располагалась еще более сложная местность, представлявшая собой сочетание из холмов и склонов. В окрестностях Карфагена римляне в похожей топографической ситуации провели 19-километровую водную магистраль под массивными каменными стенами и арками. В Иордании римляне преследовали еще более честолюбивую цель. Остаток пути решили полностью пройти под землей. Мосты больше не были нужны; в толще породы забойщики могли выдалбливать скалу на требуемой высоте.

По всей видимости, античные предприниматели несли сильные убытки. Компас в то время еще был неизвестен - так как же ориентироваться при прокладке трассы в горе? А как проветривать штольни? Пройдя несколько метров под землей, рабочим приходилось бороться с одышкой.

Смотрите фоторепортаж: Уникальная находка археологов

С похожей проблемой столкнулись и современные исследователи древнего туннеля. Как пишет журнал «Шпигель», приводя слова руководителя проекта Матиаса Дёринга: «Порой мы должны были прекращать работу из-за нехватки кислорода». Учитывая среднюю высоту туннеля 2,5 м при ширине 1,5 м, одновременно под землей могло находиться не более 4 рабочих. В скальной породе они могли прорубить не более 10 см в день. При таком темпе они не добрались бы до Гадары и до сегодняшнего дня.

Похоже, Дёринг раскрыл секрет древних мастеров: «Многие факты говорят о том, что сначала инженеры прокладывали надземный ход, а затем на 20 или 200 м углублялись в скалу». Через эти отверстия поступал свежий воздух, так что одновременно могли работать несколько сотен рабочих. Когда в 129 н.э. император Адриан посетил декаполис, работа шла полным ходом.

Строительство было завершено через 120 лет. Но не очень ясно, каким образом оно осуществлялось. Например, до сих пор неизвестно, как опускались вертикальные лоты в прорубленные наискось шахты. Либо современные исследователи слабо представляют себе достижения античной науки и техники, либо древние мастера знали какие-то секреты. Так или иначе, но гений Рима умудрился превратить эту часть Ближнего Востока в Эдемский сад.

Читайте также на " Правде.Ру "

Автор Оксана Аникина
Оксана Аникина — журналист, литературный редактор, заместитель главного редактора Правда.Ру *
Обсудить