Наука «клиодинамика» возникла сравнительно недавно, но сейчас является одним из бурно развивающихся научных направлений. Ее основная задача – выявление и исследование исторических закономерностей на основе анализа долговременных социальных процессов. О том, каким практическим назначением обладает клиодинамика, корреспонденту "Правды.Ру" рассказал профессор, доктор исторических наук Андрей Витальевич Коротаев.
- Андрей Витальевич, Вы не могли бы своими словами дать определение клиодинамики как научной дисциплины, чтобы читателям было понятнее – о чем идет речь?
- Клиодинамика – это междисциплинарная область, синтезирующая методы собственно истории и количественной истории, то есть клиометрии, и математического моделирования. Можно сказать, что с одной стороны это просто математическая история. Но с другой стороны, с начала XIX века, когда появились понятия идеографических и номотетических наук, история считалась именно идеографической дисциплиной, направленной на выявление уникальных событий. Однако, в то же время возможна история как номотетическая наука, занимающаяся систематическим и строгим выявлением некоторых закономерностей исторического процесса. Ее мы и называем "клиодинамикой"
- Разные авторы по-разному оценивают назначение клиодинамики. Кто-то говорит об исследованиях закономерностей прошедших времен, кто-то же считает, что клиодинамика предназначена для составления прогнозов будущего на основании выявленных закономерностей. Так есть ли у клиодинамики роль прогнозирующего инструмента?
- По факту – да. Интерес к этому свойству науки в обществе есть, и он растет. Такое ощущение, что он существенно вырос в связи с последними событиями – в особенности, с мировым финансово-экономическим кризисом. Кризис стимулировал исследования применительно к современным процессам и поиск закономерностей для создания достаточно обоснованных прогнозов.
Но надо признать, что в настоящие время подобные исследования только начинают. До этого в большинстве случаев в основном проводилось математическое моделирование долгосрочных процессов прошлого. Изначальная установка была на изучение аграрных обществ, поскольку они охватывают значительный временной промежуток и довольно хорошо документированы.
Сейчас же интерес смещается в сторону моделирования процессов современности. С начала этого года была запущена программа Президиума Академии наук РФ «Системный анализ и математическое моделирование мировой динамики». В этой программе принимают активное участие основные члены клиодинамического сообщества. Кстати, среди них бывший президент Кыргызстана Аскар Акаевич Акаев – ныне главный научный сотрудник Института математического исследования сложных систем имени И.Р. Пригожина при МГУ.
- В основе расчетов, производимых в клиодинамике, лежат статистические данные – демографические, экономические – обладающие определенной погрешностью. Переносится ли понятие «погрешность» в клиодинамику? Отражается ли она на результатах исследований?
- Да, погрешность данных существует, и она оказывает влияние и на развитие клиодинамики. Из-за этого возникают различные ограничения – какие-то процессы в прошлом оказывается невозможно изучить. Но в большинстве случаев, применительно к прошлому, изучение долгосрочных процессов возможно, поскольку погрешность данных не будет иметь критического значения.
Например, сколько человек населяло Землю на начало нашей эры? Ответ: 250 плюс-минус 100 миллионов человек. А если брать историческую отметку за 10000 лет до нашей эры то там разброс будет от 1 до 10 миллионов человек. Казалось бы – что можно делать с такими данными? Оказывается что кое-что можно, потому что население Земли за последние 40000 лет изменилось на порядки, которые нас и интересуют.
До нас дошли данные переписи населения Китая во 2 г.н.э. Были и более ранние переписи, но их результаты до нас не дошли. А вот начиная со 2 г.н.э. мы можем изучать математически социально-демографические циклы Китая. Там тоже наблюдаются большие погрешности, но эти погрешности уже совсем другого рода. И если по результатам переписей в начале китайских династийных циклов систематически наблюдался относительно быстрый рост численности населения, а потом он также систематически замедлялся, то это уже некая закономерность, которую можно исследовать, в том числе и с использованием математических моделей.
Применительно к настоящему времени можно уже обоснованно моделировать по гораздо большему числу параметров. Сейчас можно привлекать для расчетов такие параметры
Этот прирост параметров произошел в последние 25 лет, что отчасти объясняет некий сдвиг в сторону исследования современного общества. С другой стороны, это сокращает временной промежуток, на котором можно проводить исследования, поскольку некоторые процессы можно выявить, только если есть данные за 100-200 лет. Если же речь идет о вековых циклах, то массив данных должен охватывать уже, по крайней мере, несколько веком.
- Представим, что в какой-то конкретной модели выявлена совершенно определенная закономерность. Что это дает?
- В идеале, это должно давать возможность прогнозирования развития событий в обозримом будущем. Хорошо, чтобы при этом модель могла подсказывать – какие действия надо предпринять, чтобы можно было предотвратить нежелательное развитие событий.
Например, рассмотрим вопрос: на сколько надо поднять акциз на водку, чтобы сократить депопуляцию России. Водка является основным фактором сверхсмертности в нашей стране, поэтому чтобы решить сложившуюся проблему уже необходимо изучать подобную социально-демографическую модель.
Мы не то, чтобы предсказываем будущее, мы просто перечисляем возможные сценарии и предлагаем меры, необходимые для выбора самого благоприятного из них.
- Поговорим о математической части клиодинамике. Многие формулы, описывающие поиск закономерностей, достаточно просты. Получается, что математика является лишь инструментом в руках истории?
- Дело в том, что в настоящее время мы имеем дело преимущественно с базовыми моделями, и только сейчас начинаем переходить к рабочим моделям. Это напоминает формулы из школьной программы физики, описывающие поведение идеального газа. Нас восхищает и простота и удобство. Но попробуйте описать физические свойства любого другого газа – например, водяного пара. Тут простенькая модель идеального газа нам не подойдет.
Когда мы перейдем к рабочим моделям, элегантность формул для базовых моделей пропадет. Уже сейчас, на первых шагах в сторону от описания идеальных процессов, все расчеты усложняются на порядки.
- В фантастическом сериале Айзека Айзимова «Основание» математик Гари Сэлдон изобрел науку психоисторию, описывающую математическими методами прогнозы социально-политических ситуаций в мире. Вам не доводилось слышать, что клиодинамика очень похожа на психоисторию Азимова?
- К сожалению, эти романы Азимова я не читал, но искренне ему благодарен, что задолго до появление клиодинамики он в каком-то смысле занялся популяризацией нашего научного направления.