Последнее пристанище царя Ирода

 

В ходе раскопок на Иродионе - искусственном холме, находящимся в 12 километрах югу от Вифлеема, - обнаружены мавзолей царя Ирода и амфитеатр на 750 зрительских мест. Особую ценность представляют прекрасно сохранившиеся фрески на стенах «царской ложи» театра, построенного во времена Ирода Великого.

Как «Правда.Ру» уже писала, раскопки на территории Иродиона ведутся с 1956 года. В мае 2007 г. экспедиция под руководством израильского археолога Эхуда Нетцера обнаружила его предполагаемое место захоронения царя Иорда I Великого.

В истории его имя стало синонимом жестокости: за свое 34-летнее царствование Ирод убил жену и двух сыновей. Римский император Август по этому поводу якобы бросил такую фразу: «Лучше быть свиньей Ирода, чем его сыном».

В 2-х этажном мавзолее, высота которого достигала 25 метров, кроме царского саркофага, находились еще два небольших саркофага. Возможно, в них были похоронены сыновья Ирода. В отличие от саркофага царя, обнаруженного в 2007 году, оба они в хорошей сохранности. Саркофаг царя Ирода, сделанный из камня с бронзовым барельефом, был разбит, вероятно, во время антиримского восстания в 66-72 гг. нашей эры.

Однако, по мнению главы археологической экспедиции профессора Эхуда Нетцера, особую ценность представляют прекрасно сохранившиеся фрески на стенах «царской ложи» расположенного рядом с мавзолеем амфитеатра.

Манера, в которой выполнена роспись на фрески, ранее обнаруженные в Риме и Помпеях. Археолог и архитектор в одном лице Эхуд Нетцер предполагает, что для украшения театра, а также других помещений своего дворцового комплекса, Ирод I Великий привлекал художников из Римской империи. Возведение театра, как полагает историк, могло быть напрямую связано с визитом в Иудею видного политика и полководца Римской империи Марка Випсания Агриппы, побывавшего в Иерусалиме в 15 году до нашей эры.

В настоящее время полностью открыта лишь одна из стенных росписей, на которой изображены олень, собака и полубог у алтаря. Известные образцы настенной живописи, относящиеся к предшествующему периоду - правлению династии Хасмонеев (167-37 годы до нашей эры), носят не фигуративный, а орнаментальный характер. Мнение известного специалиста по эллинистической и римской архитектуре Нетцера не противоречит прежним выводам историков.

В противоположность хасмонейским царям, опиравшимся на традиционные народные институты, Ирод I упразднил эти автономные учреждения, что фактически означало разрыв с авторитетом Торы как основы социального уклада жизни страны. Поощряя греческие элементы и эллинистические круги в стране, Ирод I стремился включить царство в орбиту римско-эллинистической культуры и тем самым укрепить политическую связь с Римом.

Автор Оксана Аникина
Оксана Аникина — журналист, литературный редактор, заместитель главного редактора Правда.Ру *
Обсудить