Каждый год в мире производится 500 миллиардов пластиковых пакетов, и они загрязняют окружающую среду. Такие пакеты практически вечны, и по этой причине даже опаснее, чем, скажем, нефть или радиоактивые отходы – и те, и другие все же подвластны времени. Пакеты засоряют леса, портят пейзажи парков и улиц и приводят к гибели животных, которым по какой-то причине случается попасть в них или их съесть.
О вреде, приносимом пластиковыми пакетами, много рассуждали биологи и экологи. В результате всевозможных дебатов некоторые фирмы начали выпускать пакеты молока из деградирующего полимера. Однако на весь мир инициатива не распространилась.
Однако подросток из Ватерлоо (Канада) Дэниел Берд научился растворять пластиковые пакеты. При этом, новый биотехнологический метод он разработал и экспериментально проверил в домашних условиях. Новый проект, автор которого, кажется, с успехом мог номинироваться на «нобелевку», пока завоевал всего лишь главную премию во время Всеканадской научной ярмарки в Оттаве.
К решению мировой экологической проблемы 16-летнего столкнули житейские обстоятельства. По сути, история его открытия очень напоминает легенду о яблоке Ньютона. Дело в том, что когда Дэниел входил в ванную, на него всякий раз падала гора пластиковых пакетов. Пакеты собирала его экономная мама – для походов в магазин или для мусора. Однажды юный Берд страстно пожелал, чтобы и он, и другие жители Земли однажды узнали, что делать с этими пластиковыми пакетами. Начать он решил с себя.
Посоветовавшись со своим учителем Марком Менхеннетом, Дэниел выяснил, что, и микроорганизмы, которым он «по силам», существуют и вполне доступны даже ему. Однако, как выяснилось, такие бактерии в изобилии в природе не встречаются. Поэтому их следовало разыскать.
Берд раздобыл бактерии в одной из химических лабораторий, после чего измельчил в порошок несколько пластиковых пакетов. Затем он налил в кастрюльку воду, точно по инструкции приготовил раствор, который мог способствовать скорейшему росту микробов и добавил туда пластиковый порошок. Через три месяца, когда концентрация пластикоядных бактерий повысилась, Дэниел добавил в культуру пластиковые полоски, вырезанные из пакетов. Для контроля он поместил такие же полоски в другую емкость с мертвыми бактериями.
Через 6 недель Дэниел взвесил кусочки пластика. Те, которые оказались в контрольной емкости, совершенно не изменились. Однако полоски, которые были помещены в живую бактериальную культуру, уменьшились на 17 процентов. Но этого Берду было недостаточно. Он выяснил, что раствор содержит четыре типа микробов, а затем начал изучать вклад каждого вида в разрушение пластика. Самыми агрессивными по отношению к пластику бактериями оказались c фингомонады и псевдомонады. Они позволили достичь снижения пластиковых полос примерно на 32 процента.
Затем, Берд проверил эффективность полученных им видов бактерий при разных температурах и концентрациях. К тому же, он добавил в культуру ацетат натрия – готовый источник углерода, позволяющий микробам хорошо расти. Постоянно поддерживая температуру раствора на уровне 37 градусов, Берд добился того, что пластиковые полоски за шесть недель уменьшились на 43 процента. Пластик стал заметно более тонким и прозрачным, а еще через несколько недель полностью исчез.
В дальнейшем Берд провел ряд экспериментов с разными количествами полиэтилена и бактериальной культуры и убедился, что технология сможет найти промышленное применение, и более того – уже к нему готова.
Между прочим, во время экспериментов Берда ирландские ученые уже приступили к использованию псевдомонад для разрушения полистирола. Однако научное сообщество признало - Берд и его учитель Марк Менхеннет были первыми. Остается только один вопрос – почему такая важная и такая простая проблема не была решена раньше?