В эксклюзивном интервью «Правде.Ру» секретарь Общественной палаты РФ, академик Евгений Велихов посоветовал экспортировать российские АЭС. По его мнению, России пора зарабатывать, а для этого нужен хороший экспорт. Промышленный выпуск атомных электростанций поможет решить эту проблему.
– Сейчас перед Россией стоит много жизненно важнейших задач, в том числе восстановление многих принципиально важных отраслей нашей промышленности. А о некоторых отраслях, например о фармацевтической, – точнее будет говорить о ее создании. Для этого нам, естественно, необходимы средства, то есть нужно что-то продавать на мировые рынки.
К сожалению, Россия практически полностью вылетела с мирового рынка гражданской авиации – мы не можем конкурировать ни с «Боингом», ни с «Аэробусом». Фактически мы потеряли рынок судостроения. Мы не только не продаем суда, но и перевозим наши грузы на иностранных судах. Это тоже неправильно. Не может быть богатой страна, если она многое делает неправильно. Она должна зарабатывать. Для этого России нужен хороший экспорт.
И вот здесь на помощь может прийти промышленный выпуск атомных электростанций и иных систем. В энергетическом машиностроении у нас есть прочные позиции, и мы можем дальше их уверенно развивать.
– Уже есть реальные примеры?
– Я много спорил с правительством Гайдара по вопросу освоения шельфа. И с большим трудом мы договорились о получении лицензии и стали строить платформу для добычи нефти в Печорском море – так называемую проразломную платформу. Кстати, такой платформы до сих пор нет ни в одной стране мира – она уникальная.
Мы начали строить, когда нефть стоила 14,18 доллара за баррель, сегодня ее цена достигла уже 70. Так что в настоящее время эта платформа является золотым дном. Она может давать от 5 до 7 миллионов тонн нефти в год, то есть это получается больше 2 миллиардов долларов годового дохода. Конечно, она окупается очень быстро.
– Платформа уже введена в действие?
– Нет, в действие она до сих пор не введена. Завод «Севмаш» ее выпустил, остался только монтаж. Вообще-то говоря, если бы все было нормально организовано, то платформа уже работала бы. Завод уже получил заказ на две такие платформы от Норвегии. При определенных обстоятельствах и международных договоренностях Россия могла бы стать на мировом рынке уникальным поставщиком атомных электростанций, выпущенных заводским производством.
– А как же вопрос о нераспространении ядерных технологий?
– Конечно, если просто создавать и передавать технологическое оборудование, то это может способствовать распространению ядерного оружия. Поэтому должна работать схема, по которой создаются международные центры по обеспечению ядерных услуг с целью обогащения и производства ядерного топлива, его поставки, возвращения обратно и захоронения. Все это может быть как под российским, так и под международным контролем.
Также сами станции могут организовываться по принципу: плати, строй, эксплуатируй. Мы приходим в страну, выполняем все работы – приносим кредиты и строим станцию, а они расплачиваются за покупаемую энергию и другие услуги.
В области атомной промышленности мы уже присутствуем на международном рынке – и в Китае, и в Индии. Правда, мы потеряли финский рынок, что очень печально. Но, думаю, если будем правильно действовать и использовать опыт наших оборонных предприятий, то Россия сумеет завоевать достойную долю мирового рынка в атомной промышленности.
– Но еще встают проблемы, связанные с рабочей силой, раньше строители соглашались жить в бараках, но сейчас они к этому совершенно не готовы.
– Когда производство встанет на промышленную основу, это проблема будет решена. Тем или иным способом, прежде всего водными путями, изготовленные системы будут быстро доставляться на место и там только монтироваться. Процесс монтажа, естественно, автоматизирован.
При современном способе управления сокращается персонал и, самое главное, значительно быстрее происходит процесс обучения сотрудников – тех людей и коллективов, которые будут управлять этими станциями, обеспечивая их безопасную работу. Быстрее будут совершенствоваться профессиональные умения и профессиональный рост специалистов.