На юге Италии в ходе археологических раскопок в комплексе Помпеи обнаружена монументальная мраморная гробница местного организатора гладиаторских боев — с опоясывающей ее эпитафией протяженностью более четырех метров, самой длинной из всех известных.
В надписи упоминаются кроме заслуг покойного драки зрителей во время сражения гладиаторов, описанные римским историком Тацитом. Поскольку надпись уцелела не полностью, имя усопшего отсутствует. Однако есть все основания предполагать, что в этой гробнице у Стабианских ворот, датируемой I веком нашей эры, находился прах знатного квинквеннала (должностное лицо в Риме, избиравшееся на пять лет), которого звали Гней Аллей Нигидий Май. По данным ученых, именно этого человека при жизни называли Принцем Помпееем за его огромное богатство и организацию зрелищных гладиаторских сражений в местном цирке.
Гладиаторскими играми публику тешили не только в Риме, но и в других городах на Апеннинском полуострове, где имелись свои амфитеатры. Организацией боев занимались амбициозные политики, стремившиеся сделать карьеру в каком-нибудь городке Италии: лучшего средства, чтобы стать популярным, нельзя было придумать.
Зачастую игры устраивали для того, чтобы отблагодарить жителей за их доверие и сохранить доброе отношение горожан. В 55 году нашей эры в Помпеях их устраивали квинквеннал Нигидий Май, эдил Суеттий Церт, фламин Децим Валент.
Среди многочисленных надписей, которые украшали стены помпейских домов, сохранились такие: "30 пар гладиаторов Гнея Аллия Нигидия Майя с заместителями будут биться в Помпеях с восьмого по шестой день до декабрьских календ. Звериная травля". Ниже приписка: "Да живет квинквеннал Маий! Парис, будь здоров!"
Гней Май был свидетелем побоища между гражданами Помпей и соседнего города Нуцерии в 59 году от Рождества Христова, о чем сообщает древнеримский историк Тацит в своей книге "Анналы": "Приблизительно тогда же, начавшись с безделицы, во время представления гладиаторов, даваемого Ливинеем Регулом, вспыхнуло жестокое побоище между жителями Нуцерии и Помпей. Задирая сначала друг друга по свойственной городским низам распущенности насмешками и поношениями, они схватились затем за камни и наконец за оружие, причем взяла верх помпейская чернь, в городе которой давались игры. В Рим были доставлены многие нуцерийцы с телесными увечьями, и еще большее их число оплакивало гибель детей или родителей. Разбирательство этого дела принцепс предоставил сенату, а сенат — консулам. И после того как те снова доложили о нем сенату, он воспретил общине помпейцев на десять лет устройство этого рода сборищ и распустил созданные ими вопреки законам товарищества. Ливиней и другие виновники беспорядков были наказаны ссылкой".
Из текста эпитафии следует, что Гней Аллий Нигидий Май уговорил императора смягчить наказание для квинквенналов и разрешить им вернуться в Помпеи. Кроме того, он, видимо, добился смягчения запрета на проведение боев в городе: травля животных проводилась в Помпеях уже в первые три года после запрета.
"Поразительно, но сохранившаяся в Помпеях фреска изображает именно это побоище, — пишет Роберт Напп, автор книг "Скрытая жизнь Древнего Рима". — Горожане сражаются на арене и за ее пределами дубинками и кулаками. Надпись на стене отражает чувства участников дикой драки: "Жители Кампании, этой победой вы вместе с нуцерийцами разгромлены". Другие надписи выражают чувства, которые, возможно, не связаны с этим событием: "Не видать вам победы, нуцерийцы!"; "Удачи всем жителям Путеол, удачи жителям Нуцерии и долой жителей Помпей!". Во время таких состязаний люди выплескивали свои страсти наружу, и, видимо, независимо от того, кто именно становился победителем".
Помимо участия в политической жизни Помпей и организации зрелищ Гней Май сдавал в аренду жилье. Жилые здания (инсулы) достигали шести и семи этажей в высоту; это были отдельно стоящие постройки — своеобразные античные многоэтажки. До наших дней дошла следующая надпись: "Сдаются с первого июля: лавки с надстройками (пять прекрасных комнат) в инсуле "Арриана Поллиана". Домовладелец — Гней Аллей Нигидий Май. Интересующиеся могут обратиться к Примусу — его рабу". Так называемый servus insularis (раб, смотритель дома) собирал арендную плату у арендаторов, представителей беднейшего населения.
Принц Помпей скончался по неизвестной причине примерно за год до того, как началось похоронившее город под слоем вулканического пепла извержение Везувия. Трагедия 79 года нашей эры оставила город под землей на века, и даже сейчас пятая его часть все еще не исследована археологами.