Войны будущего: сражаться будут роботы

Боевые роботы наступают

Какими людям видятся боевые роботы ближайшего будущего? Ну, конечно, они человекоподобны, как, скажем, в пьесе чешского писателя Карла Чапека "РУР" или в кинофильме "Суррогаты" и… вполне возможно, вооружены точно так же, как и люди, и даже так же одеты! Или же, напротив, это некие гусеничные машины, заменяющие и людей, и танки и способные преодолевать самые различные препятствия. Но так ли это на самом деле, или истина всегда будет немного другой?

"Римляне побеждают смирно сидя"

То, что история имеет обыкновение повторяться, мы знаем. И, кстати говоря, о римлянах эпохи империи говорили практически так же. А знаете почему? Да потому, что их войска были насыщены самой различной метательной техникой и для того, чтобы победить, схватываться с противником врукопашную им требовалось далеко не всегда. Обычно их фронт прикрывался рядами воинов с большими прямоугольными щитами, тогда как позади них стояли метательные машины, а также отряды наемников — лучников с Востока и первоклассных пращников с Болеарских островов.

Поэтому на приближающегося к ним противника обрушивался град тяжелых стрел, выпускаемых баллистами, и каменных либо свинцовых ядер, которые выбрасывались катапультами. Одна такая стрела пронзала сразу нескольких воинов, ну а ядро убивало на месте всякого, в кого оно попадало!

Враги приближались, и тогда лучники и пращники обрушивали на них дождь из стрел и камней. И это притом что и катапульты, и баллисты тоже продолжали стрелять, так что наступавшим ничего не оставалось делать, как спасаться бегством, поскольку атаковать стену из щитов расстроенными силами они были уже не в состоянии.

"Робот-гвоздь"

Прошли тысячелетия и новые технологии позволяют использовать эти же самые приемы в новом техническом исполнении. Зачем нужен дорогой шагающий или гусеничный робот с ограниченным радиусом действия (потому как большого объема электрической батареей их оснастить вряд ли удастся, а ставить бензиновый движок будет просто глупо), когда его свободно могут заменить намного более дешевые одноразовые роботы, сбрасываемые в заданном районе с воздуха.

Допустим, разведка определяет возможность удара противника на лежащем впереди танкоопасном направлении. Можно и должно его заминировать как минами вразброс (при помощи РСЗО), так и закопанными в землю. Однако уже сегодня это вполне могут быть и роботизированные боевые комплексы, представлявшие собой обычную застроенную внизу стальную трубу, похожую на плотницкий гвоздь с большой шляпкой. Множество таких вот "гвоздей", рассчитанных на высокие ударные нагрузки, сбрасываются в нужном месте с транспортного самолета. Главное, чтобы грунт в этом месте был мягким, — и… всё!

Чтобы не демаскировать новое средство вооруженной борьбы, робот-гвоздь опускается на землю не на парашюте, а при помощи двухлопастного вертолетного винта с раздвижными лопастями. Причем скорость снижения у него такова, что благодаря шурупообразной носовой части он при падении ввинчивается в мягкий грунт по самую шляпку. Лопасти при этом втягиваются одна секция в другую и прячутся под шляпку, имеющую вид заросшей растительностью кочки.

Внутри "трубы" прячется источник питания и ракета с системой самонаведения в головной части и кумулятивно-осколочной боевой частью. И, конечно, датчики сбора внешней информации, точно так же хорошо замаскированные. При приближении техники противника, будь то танк или вертолет, система активируется, запрашивает объект по спецкоду "свой- чужой", после чего производит по нему пуск находящейся внутри контейнера ракеты. По вертолету вверх, и по танку тоже вверх, но с последующим разворотом в сторону земли — так, чтобы ракета упала на него сверху, то есть там, где броня у танков тоньше всего. То есть, по сути дела, это не что иное, как высокоинтеллектуальная мина замедленного действия, однако использующаяся на расстоянии.

Прикрыть позицию таких роботов от разминирования можно при помощи других роботов, находящихся в таких же контейнерах, — роботов-стрелков с телевизионной системой прицеливания. То есть оператор такого робота связывается с ним через спутник и днем и ночью ведет наблюдения за местностью, причем ночью при помощи приборов ИК-обзора. Непрерывно смотреть на экран не нужно. Камеру автоматически включат сенсорные датчики шагов. А если их сигнал окажется значимым, то за дело примется уже человек-оператор, который наведет оружие этого робота на цель (например, это может быть сверхскорострельный шестиствольный пулемет) и неожиданно приведет его в действие. То есть противнику придется выискивать средства, каким образом эту преграду перед ним уничтожить, а затем и ее уничтожать, вести разведку, опять нести потери — словом, терять время, которое в любой войне, а уж тем более в современной, поистине драгоценно!

"Робот — стог сена"

Ничуть не менее эффективным может быть робот, замаскированный под стог сена и тоже сбрасываемый с самолета на парашюте. Сделать такое "сено", чтобы оно издали выглядело совсем как настоящее, сегодня совсем нетрудно. Зато внутри такого вот "стожка" можно разместить целый арсенал, включая противотанковые управляемые реактивные снаряды крупного калибра.

Его устройство таково: массивная круглая платформа, которая после приземления, во-первых, втягивает в себя парашют, чтобы не демаскировать себя этим явным излишеством, а во-вторых, устанавливается при помощи винтовых опор строго горизонтально, так, чтобы маскирующая его оболочка закрывала эту установку до самой земли. Поскольку размеры ее значительны, то в ней можно будет иметь весьма солидный запас боеприпасов, мощную аккумуляторную батарею и самые совершенные приборы наблюдения и связи, включая остронаправленную спутниковую антенну-тарелку!

Несколько таких вот "стожков" мало того, что прикроют друг друга, они еще и создадут целый "позиционный" район, недоступный для пехоты, вертолетов и танков противника, который ему придется уничтожать и опять-таки расходовать на это и время, и боеприпасы, демаскируя при этом свои огневые позиции.

"Робот-сом"

Сегодня очень многие танки оснащены системой форсирования водных преград по дну, и это очень удобно, так как позволяет экономить драгоценное время. Понятно, что во время такой переправы ее район будет обязательно самым тщательным образом прикрыт от атаки с воздуха, а русло реки в этом месте очищено от мин.

Но что если в этой же реке будут находиться роботы-дроны, замаскированные в камышах или просто лежащие на глубине, подобно большим спящим сомам? Уничтожить их сложно, поскольку от места переправы они находятся довольно далеко. Но дело в том, что в воде звуки распространяются в пять раз быстрее, чем в воздухе. И намного дальше. Например, киты слышат друг друга даже тогда, когда их разделяет более ста километров. А низкочастотные шумы, которые возникают от работы двигателя судна, будут услышаны намного раньше, чем само это судно появляется в зоне видимости.

Этот подводный робот может находиться за десятки километров от того места, где реку форсирует подразделение танков, но вот как только он их услышит, его электронный мозг запустит его двигатель и он начнет движение под водой в сторону цели. Скорость предполагается на таком уровне, чтобы он успел на место до того, как танки противника переправятся на противоположный берег, но это уже дело разведки — разместить этих роботов поближе к возможному месту переправы.

Ну а там он сможет применить по движущемуся под водой танку какой-нибудь кумулятивный боеприпас крупного калибра, который однозначно выведет его из строя. Причем даже один танк, погибший под водой в этом месте, может сорвать противнику всю переправу, задержать его на берегу, что опять же повысит его уязвимость другими средствами.

Когда-то Курт Воннегут в своем фантастическом романе "Утопия 14", который был им написан еще в 1952 году, нарисовал войну будущего как войну, выигранную при помощи одних машин, в том числе и дистанционно управляемых роботов. Похоже, многое из того, что он сам считал абсолютной выдумкой, по прошествии каких-то 65 лет начинает сбываться!

Автор Вячеслав Шпаковский
Вячеслав Шпаковский — журналист, писатель, внештатный корреспондент Правды.Ру
Обсудить