Беспилотники не станут оружием террористов

Беспилотники не станут оружием террористов

Давно прошли те времена, когда авиамоделизм был уделом подростков-энтузиастов в "Домах пионеров". Теперь небольшие самолетики и вертолетики с радио-, а точнее, уже с телеуправлением "вышли из детского возраста", став вполне серьезными изделиями для серьезных целей. Увы, не только мирных, вроде помощи в съемке "селфи" или оперативной доставки пиццы заказчику, без риска застрять в городских "пробках".

Часто беспилотные летательные аппараты используют в военных целях. Самые массивные боевые беспилотники по размерам вполне сравнимы с компактными истребителями Второй мировой — а уж по ударному потенциалу способны далеко "заткнуть за пояс" своих "предков". Достаточно вспомнить опыт их применения американскими войсками в горах Афганистана, где дроны выслеживали боевиков "Аль-Каиды", а нередко и наносили по ним удары имеющимися ракетами.

Недаром не так давно в американские СМИ попала трагикомическая история о том, как операторы боевых дронов пожаловались командованию на "большие психологические нагрузки". Дескать, их коллеги, пилоты военной авиации, выпустив по противнику весь боекомплект, спокойно улетают на базу, не видя "результатов своего труда". А операторы беспилотников, снабженных отличными видеокамерами и летающих с куда меньшими скоростями, постоянно наблюдают трупы и разрушения после применения арсенала своих "питомцев". В результате чего испытывают жуткие стрессы, от которых и просили их как-то защитить.

Но война — это война, и солдаты — потому и солдаты, что выполняют свою работу по необходимости и из чувства долга, а не из-за какого-то садистского удовлетворения. Чего, увы, не скажешь о террористах, смысл жизни которых заключается в устрашении мирных граждан как можно большей жестокостью. И в этом мрачном замысле им очень могут помочь те же дроны. Совсем не обязательно в классически боевом варианте — вооруженные до зубов современными орудиями убийства. Достаточно и чуть ли не "игрушечной" модели, способной нести даже несколько сотен граммов груза. Ведь этим грузом может оказаться, например, так называемый пластид. Минивертолет-дрон может донести этот смертоносный груз, грубо говоря, в любую форточку, то есть выполнить задачу, на которую способны разве что высокоточные крылатые ракеты стоимостью в миллионы долларов каждая — имеющиеся на вооружении армий всего нескольких государств мира.

Так что по аналогии с выражением "оружие массового уничтожения для бедных", обычно применяющегося в отношении доступных химических и бактериологических агентов, в противовес дорогостоящему ядерному оружию, "беспилотники" тоже можно назвать "доступным высокоточным оружием для небогатых террористов".

Нельзя сказать, что проблему не пытаются решить — в том числе и в России. Скажем, в рамках Ростелекома создается структура, призванная контролировать через систему спутникового геопозиционирования ГЛОНАСС передвижение не только обычного транспорта — но и тех же дронов. Но тут есть одно важное "но" — для такого контроля беспилотники должны быть зарегистрированы и подключены к системе. Однако закон об обязательном лицензировании таких устройств пока только разрабатывается. Да, в общем-то, даже если он и будет принят, надеяться на его стопроцентную эффективность не приходится. Короткоствольное боевое оружие тоже официально иметь запрещено, но это ничуть не мешает криминалу обзаводиться вожделенными "стволами".

Таким образом, важнейшей проблемой становится вопрос, как можно эффективно противодействовать использованию нелегальных дронов в преступных целях? Обычные средства ПВО тут неприменимы — использовать зенитные ракеты, да даже и зенитные пулеметы — это что-то на манер хрестоматийного "из пушки по воробьям". Это не только расточительно, но нередко невозможно и чисто технически.

Это ведь только в кино лихие "ковбои" одним метким выстрелом из "Кольта" перебивают веревку, на которой "плохие парни" собираются повесить их друга. В реальности попасть даже с 10 метров в столь тонкую цель — это чистой воды лотерея, точность обычного пистолета на таком расстоянии измеряется сантиметрами. Да, впрочем, и снайперские винтовки тоже вряд ли помогут сбить какой-нибудь вертолетик размером в четыре сантиметра, да еще и маневрирующий с проворностью комара.

Так что остановить дрон можно разве что только с помощью электронных средств борьбы. Если "беспилотник" управляется по радио — это относительно просто, достаточно просто заглушить радиосигнал. Что ныне используется очень широко — достаточно вспомнить те же "глушилки" мобильников, устанавливающиеся в концертных залах, на многих стадионах и в других подобных местах.

Вся беда в том, что ударный беспилотник для обеспечения своей миссии не обязательно должен постоянно контролироваться оператором. Современные "чипы" в ряде случаев дают возможность запрограммировать их так, что основные решения такие "электронные мозги" принимают самостоятельно. Как, например, в давно известных "самонаводящихся" ракетах.

В общем, для противодействия ударным дронам надо научиться выводить их "мозги" из строя — после чего они превратятся в бесполезные "куски железа". И специалисты Объединенной приборостроительной корпорации сообщили, что научились это делать. Как именно? Подробности технологии, как несложно догадаться, представляют собой военную тайну. Ведь сходные физические принципы используются и для борьбы не только с беспилотниками, но и с электроникой ракет и самолетов противника. Но в самом общем виде, скорее всего, речь идет об использовании электромагнитного импульса. Данное явления, скажем, издавна фигурирует в качестве одного из важнейших поражающих факторов ядерного взрыва. Когда сверхмощный поток электронов после взрыва атомной бомбы нарушает работу электронных устройств на значительной территории — даже если упомянутая бомба взрывается далеко за пределами земной атмосферы, в космосе, не угрожая пострадавшим ни взрывной волной, ни радиацией, ни даже особо мощной световой вспышкой.

Оттого, кстати, советские армейские радиостанции и весили около 20 кг. Не потому, что генералы хотели поиздеваться над солдатами-радистами, заставляя носить их такой вес. Просто в этих рациях использовались куда более стойкие к электромагнитному импульсу громоздкие и тяжелые радиолампы, вместо "нежных" транзисторов и микросхем, чтобы в условиях гипотетического ядерного конфликта войска в одночасье не лишились связи.

Но на беспилотник размером в несколько сантиметров энергопрожорливые радиолампы не установишь. А значит, и защитить бортовую электронику дрона от мощного электромагнитного импульса будет затруднительно. Каким образом российские оборонщики научились создавать компактные генераторы таких импульсов — это их секретное ноу-хау. Но в любом случае приятно сознавать, что против потенциальных дронов-убийц у российских силовых структур появилось эффективное оружие.

Автор Юрий Носовский
Юрий Носовский — журналист, внештатный корреспондент Правды.Ру
Обсудить