Генеральный директор НПО "Базальт" Владимир Порхачев сделал заявление о том, что на его предприятии создана новая планирующая авиабомба "Дрель", не имеющая аналогов в мире. Это прорыв, причем достаточно впечатляющий. Рассмотрим подробнее, что известно о бомбе и в чем именно заключается прорыв, учитывая, что такой тип боеприпасов уже существует у США.
Начнем с того, что первые бомбы летчики бросали со своих аэропланов руками. Первая сброшенная с самолета бомба была размером с апельсин. Такие бомбы начиняли пикратом калия. То есть бомба даже взрывателя не имела, а взрывалась от удара о цель. Если бы такая бомба упала, например, в болото, то взрыва бы просто не последовало.
Постепенно бомбы все более и более совершенствовались и "тяжелели". Однако поразить ими цель было не очень-то и легко, и почему это так — понятно. Просто на высокой скорости очень трудно прицеливаться, да и разброс бомб получался очень большим, хотя к ним и приделывали стабилизаторы, расположенные в хвостовой части крестообразно.
Впрочем, англичане в годы Второй мировой войны применяли бомбы больше всего похожие на бочки для топлива без каких-либо "крылышек", но сбрасывали их исключительно на германские города. Там, мол, куда ни попадешь, все равно урон обеспечен! Ну, а обычную малоразмерную цель иной раз бомбили десятки самолетов, и все — мимо!
Вот почему те же немцы в годы Второй мировой войны создали планирующую радиоуправляемую бомбу. Одну из них они применили по итальянским кораблям, шедшим сдаваться союзникам и таким образом уничтожили новейший линкор "Рома", угодив ему прямо в дымовую трубу.
Теперь вернемся к нашей "Дрели". Вот что известно о бомбе со слов генерального директора специализирующегося на разработке современных высокоточных боеприпасов НПО: "Это бомба без двигателя. При отходе от носителя дальность поражения цели — свыше 30 км. Изделие выходит на цель при помощи системы наведения ГЛОНАСС. На высоте 250 метров раскрывается кассетный заряд. Надеемся, в этом году она пройдет все госиспытания". Кроме того, он отмечает, что новую бомбу "практически невозможно распознать на радарах".
Из открытых источников известно, что полное название авиационной новинки — Планирующая бомбовая кассета ПБК-500У с самоприцеливающимися боевыми элементами СПБЭ-К "Дрель". Она способна работать круглосуточно при любых погодных условиях. Применяется без захода самолета в зону действия огневых средств объектовых ПВО, доставляет к цели с высокой точностью самоприцеливающиеся боевые элементы, которых в кассете 15.
Длина "Дрели" — 3100 миллиметров, диаметр — 450 миллиметров, масса — 540 килограммов. Максимальная высота бомбометания — 14 километров, минимальная — 100 метров. Боевые элементы оснащены головками самонаведения с тепловым или радиолокационным принципом действия. Бомба способна выходить на цель в условиях радиолокационного противодействия противника. Бомбометание производится на скоростях 700-1100 километров в час.
О том, что же именно позволяет говорить об уникальности боеприпаса и отсутствии мировых аналогов, не сообщается. Попробуем разобраться в этом вопросе самостоятельно.
Дальность планирующего полета у "Дрели" уникальна разве что по отношению к российским корректируемым бомбам КАБ-250 и КАБ-500. В свободном полете, отделившись от самолета, они способны пролететь по различным оценкам от 10 до 14 километров.
Дальность у "Дрели" в 2-3 раза больше. Однако это почти в 4 раза меньше, чем у американской планирующей бомбы GBU-39. Ее дальность составляет 110 километров. В то же время у российских бомб выше КПД: доля взрывчатого вещества по отношению к общей массе больше, чем у американских, поскольку в бомбах семейства GBU значительный вес приходится на механизацию управления полетом.
Предположительно, "Дрель" создается для использования на истребителе пятого поколения Т-50, наряду с целым рядом ракет "воздух-поверхность". Среди последних есть сверхдальняя ракета Х-101/102, способная поражать цель на расстоянии 5500 километров от самолета-носителя. Так что добиваться рекордной дальности полета от планирующей бомбы для Т-50 — это нерациональное занятие. Для каждого типа целей используется свой боеприпас, в котором не последнюю роль играет его стоимость.
Еще один момент. У бомбы нет двигателя. Однако и все в мире планирующие бомбы двигателей не имели. В противном случае их называли бы ракетами. Планирующая бомба осуществляет полет за счет выпущенных крыльев и маневрирует при помощи рулей.
Следующая характеристика — "бомбу практически невозможно распознать на радарах". Надо сказать, что эффективная поверхность рассеивания, малозаметность во всех диапазонах радиоволн и со всех ракурсов, визуальная и инфракрасная маскировка — все это вещи довольно туманные даже по отношению к самолетам. В этом сегменте стелс-технологий отчетливо присутствуют алхимия и шаманизм. Потому что объективные и реальные характеристики с запрашиваемой точностью тут не разглашаются. Так, ЭПР F-35, указанный в проспектах компании-разработчика Lockheed Martin от полученного некоторыми независимыми экспертами аналитическим путем при помощи компьютерного моделирования отличается не в разы, а на два порядка.
Разумеется, "Дрель" создана с помощью стелс-технологии. В ней применены соответствующие материалы для корпуса. То есть противоракета с инфракрасной головкой самонаведения против нее бессильна. Но вот с "нераспознаваемостью на радарах" дело несколько сложнее. Стелс-технологии используют не только радиопоглощающие материалы, но и особые геометрические формы, способствующие рассеиванию луча радара. Но, судя по фотографии "Дрели", вид у нее совершенно традиционный. Собственно, иначе и быть не может, поскольку для полета бомбе необходима эффективная аэродинамика.
И, наконец, начинка "Дрели" представляет собой 15 суббоеприпасов индивидуального самонаведения. Может сложиться впечатление, что данное оружие нарушает Международную конвенцию, запрещающую использование кассетных боеприпасов. То есть, что Россия ориентируется на США, которые использовали кассетные бомбы в Афганистане и в Югославии.
Опасность кассетной бомбы для мирного населения, не участвующего в военных конфликтах, состоит в ее неизбирательности. Далеко не все рассеявшиеся на земле боезаряды, которые были в кассете, срабатывают. И жертвами этих неразорвавшихся зарядов становятся, прежде всего, любопытные дети. В свое время, когда готовилась конвенция, СМИ изобиловали фотографиями детей с оторванными руками и ногами.
Однако конвенция допускает использование двух типов кассетных бомб:
— если бомба снаряжена менее чем 10 суббоеприпасами, каждый массой более 4 кг и предназначен для поражения одиночной цели и снабжен электронными механизмами самоуничтожения и самодеактивации;
— если бомба снаряжена суббоеприпасами массой более 20 килограммов.
О начинке "Дрели", то есть о весовых характеристиках, ничего не известно. Однако небезосновательно можно предположить, что при массе бомбы в 540 кг в нее вполне вписываются 15 20-килограммовых зарядов.
Теперь необходимо сказать, что такой тип боеприпасов уже существует. За океаном. Это кассетные авиационные бомбы JSOW (Joint Standoff Weapon), которые по классификации Министерства обороны обозначаются как AGM-154. Они в равной степени считаются и бомбами, и ракетами, поскольку для достижения дальности полета, превышающей 100 километров, в них используется твердотопливный двигатель. Разработка, начавшаяся в 1992 году, к концу 2000-х годов дала ВВС США шесть модификаций этих бомборакет. В которых используются от одного мощного заряда до нескольких десятков, что противоречит требованиям конвенции. Впрочем, США конвенцию не подписали.
Принцип действия американского боеприпаса примерно такой же, как и у "Дрели". Вывод кассеты на цель при помощи GPS, а затем самостоятельное наведение каждого боезаряда при помощи тепловых и радиолокационных ГСН…
Работы по планирующей бомбовой кассете начались на "Базальте" в середине 1990-х годов. Когда не было ни денег, ни производственных мощностей. Тем не менее, в середине нулевых удалось создать кассету РБК-500, которая по возможностям не дотягивала до JSOW. Но превышала показатели не только существующих свободно падающих бомб, но и корректируемых.
Теперь на подходе (в этом году должны завершиться госиспытания) ПБК-500У "Дрель". В этом плане мы "догнали и перегнали Америку". И гендиректор "Базальта" абсолютно прав, говоря об уникальности оружия.
Российские суббоеприпасы значительно "умнее" американских. Они способны наводиться и поражать не только инфракрасно-контрастные цели, но и "холодные". Более того, кассету можно сбросить в гущу контактного танкового сражения, и ее элементы, имеющие селекторный механизм "свой-чужой", поразят машины неприятеля, не причинив вреда своим.
Помимо этого у российских боеприпасов существенно выше поражающая мощность. Одна кассета способна уничтожить от 6 до 10 единиц бронетехники, что продемонстрировали испытания "Дрели". У AGM-154 этот показатель почти вдвое меньше. Кассета также может оснащаться бетонобойными элементами БЕТАБ-М, которые превосходят по возможностям все существующие аналоги. Все это и позволяет утверждать, что "Дрель", действительно, уникальный боеприпас.