Знаете, что объединяет Францию, Англию, Швейцарию и ОАЭ? Там можно увидеть беспилотные автобусы. Правда, в основном нововведение находится в стадии тестирования, но во французском Лионе они уже неделю как развозят горожан в качестве рейсового общественного транспорта. Французские беспилотные автобусы вмещают 15 пассажиров, маршрут их проходит пока по пяти остановкам.
Автобус электрический, он оснащен лазерными датчиками обнаружения препятствий, системами GPS и компьютерного зрения. Ездит он со скоростью 20 километров в час, но учитывая, что курсирует он (вернее, они — в настоящее время в рейсе два беспилотника) по центру города, то на весь маршрут уходит всего 10 минут. Кстати, пока езда в этих автобусах бесплатна.
Производится этот беспилотный транспорт на заводах фирмы NAVYA (Франция). Стоит отметить, что, кроме Лиона, еще несколько городов также участвуют в общеевропейской программе тестирования беспилотного общественного транспорта.
Идея беспилотного общественного транспорта не нова. Уже в 2012 году начались переговоры и обсуждения, касающиеся возможного запуска общеевропейской программы тестирования. Из нее можно было понять, что тестирование будет проходить в нескольких странах — Бельгии, Швеции, Франции, Британии, — а сами машины будут совмещать передовые технологии в области двигателей и, конечно, в области IT: датчики, систему компьютерного зрения, систему навигации, систему вождения, то есть искусственный интеллект.
Большинство моделей изначально предполагалось оснащать электрическими двигателями. В большей части прототипов водительское место либо вообще не предусмотрено, либо разительно отличается от привычного нам — например, отсутствием руля и педалей. Хотя у некоторых беспилотников сохраняются базовые элементы управления, на всякий случай.
В 2012 году стартовала программа Citymobil2, которая была частично спонсирована ЕС. В рамках этой программы в разных городах ЕС — от греческой Трикалы до испанского Сан-Себастьяна — тестировались беспилотные электромобили вместительностью 10 человек и скоростью около 20 километров в час, созданные компаниями RoboSoft (ПО) и EasyMile (сам автомобиль). Испытания прошли успешно и перед испытателями встал вопрос о правовом обеспечении поездок беспилотного транспорта в городе.
К началу 2016 года ни в одной стране мира просто не было законодательного регулирования этой сферы. При этом европейцы торопились: с одной стороны, на них наступали друзья-конкуренты из ЕС — BMW, Daimler, Audi. С другой — китайцы.
Китайская интернет-корпорация Baidu начал тестирование своих беспилотных машин. На очереди были американцы, где уже к концу 2015 года штат Калифорния выпустил предварительные законодательные акты, регулирующие езду беспилотников на дорогах. Иными словами, требовалось ковать железо, пока горячо.
Однако тут-то и началось самое интересное. Германия и Британия оперативно провели законопроекты, разрешающие тестирование беспилотных авто на своих дорогах. Что-то подобное сделали Франции, Голландия и ряд других стран ЕС. Но, во-первых, не все, а во-вторых, на пути беспилотников встала Венская конвенция по безопасности движения, которую страны ЕС подписали в 2014 году. В конвенции говорилось, что допускается езда беспилотников по дорогам, но обязательно наличие человека, который бы при случае перехватил управление автосредством.
США и Британия конвенцию не подписали, поэтому им пришлось легче, чем остальным. Но комиссары ЕС надеются обойти эти ограничения и запрячь все страны в роботизированную повозку.
К 2020 году намечен запуск (предварительный) беспилотного общественного транспорта в ЕС. Это означает наличие большого количества протестированных моделей (в чем нет недостатка, так как созданием беспилотных авто занимаются и автоконцерны, и IT-компании типа Google, и торговые площадки — короче, все, кто может). Из этого следует, что будут устранены несоответствия требованиям в области безопасности. А также — что произойдет создание соответствующей инфраструктуры (это потребует совершенствования системы GPS, интернета и ряда других технический вещей), и системы законодательного регулирования этой сферы. В конечном итоге, в случае аварии кто-то же должен будет нести ответственность? Будет ли это фирма, водитель или кто-то еще — предстоит определить.
Часть стран, таких как Швеция, Голландия, Германия, Финляндия, разрешили тестировать беспилотные авто в безопасном окружении. Именно в Британии уже упомянутая выше фирма NAVYA активно тестировала свои разработки в области беспилотного транспорта. С начала февраля 2015 года там испытывался Meridian, беспилотное устройство перемещения, оснащенное системой распознавания двигающихся объектов в радиусе 200 метров.
Скорость движения у устройства была небольшой, зато имеющиеся специализированные радарные системы сканировали пространство 25 раз в секунду по полной окружности. Британцам понравилось, так что к лету 2017 года в Англии запланировали изменить законодательство под использование беспилотного общественного транспорта.
Или вот Швейцария, где с ноября 2015 года в небольшом городе Сион, кантона Валэ, испытывался 9-местный беспилотный миниавтобус. Это детище швейцарского стартапа активно спонсируется крупнейшей управляющей компанией общественного транспорта страны PostBus и должно, по мысли разработчиков, использоваться в качестве средства доставки пассажиров в отдаленные концы города и даже кантона. Система будет работать по запросу. Говорят, что испытания прошли успешно, а значит, к концу этого года, в принципе, можно надеяться на то, что в Швейцарии появится такого рода транспорт.
И это не считая Голландии и Германии, где также происходит тестирование беспилотного общественного транспорта. О том насколько далеко зашли в ЕС разработка, стандартизация и тестирование, говорит не только успешное тестирование миниавтобусов, но и кооперирование с Японией. Страны даже договорились до стандартизации технологий в этой области. Более того, участники переговоров решили "объединить активы". Во-первых, были позаимствованы спутниковые системы навигации. Японская обладает повышенной точностью, но не имеет орбитальной спутниковой группировки. У европейцев есть 30 спутников системы Галилео, но их точность весьма и весьма средняя, так что, объединение с японской системой позиционирования (улучшенный до сантиметровой точности GPS) — крайне логичный поступок. Во-вторых, страны решили углубить сотрудничество в области разработки беспилотных авто (со стороны Японии, это Hitachi, Mitsubishi, NTT, а состороны Франции — это Thales Group, один из крупнейших мировых оборонных и электронных концернов).
И все же лучшей рекламой беспилотных автобусов от ЕС является их тестирование в странах Залива. В этот же день, когда в Лионе запустили первую беспилотную автобусную линию, в Дубае был запущен в тестовом режиме электрический беспилотный миниавтобус на 10 мест. Его маршрут будет проходить в деловом центре города, неподалеку от башни "Бурж Халифа".
Автобус является совместной разработкой французов (опять же) из Easy Mile и местной Omnix. Он оснащен специализированной адаптивной системой скоростного регулирования. Его максимальная скорость составляет 40 километров в час, а маршрут, по которому он будет передвигаться, — не более 700 метров.
Глава местного транспортного управления уже заявил, что к 2030 году они хотят довести долю беспилотного общественного транспорта до четверти от общего объема. Какие бы проблемы не были у пионеров роботизированного общественного транспорта, старт уже положен. В общем, во всем мире грядут большие перемены...
"А что же мы? И мы не хуже многих". В России не только разрабатывается, но и уже тестируется свой беспилотный транспорт. Правда, упор пока делается не на городские авто, а на сельскохозяйственную технику, да и от лидеров отрасли мы отстаем лет на пять (что, вообще-то много). Об отечественных разработках читайте на Pravda. Ru в ближайшие дни.