Военные изобретения — от нелепых, до смертоносных

Война будущего: Чисто и гуманно?

До какой степени можно уменьшить боевую машину, чтобы она не превратилась в "навьюченного доспехами рыцаря" минувших эпох? Кстати, неверно, что упавший с коня рыцарь в боевых доспехах не мог подняться без посторонней помощи, хотя, да, на турнире он вполне мог себе такое позволить. Но современное поле боя отнюдь не ристалище, поэтому вопрос мобильности и солдата и принадлежащих ему боевых средств исключительно важен. До какой степени миниатюризации тут можно дойти?

Начало Первой мировой войны французские солдаты встретили в красных штанах и кепи, а их кирасирская конница и вовсе воевала в кирасах и гривастых шлемах наполеоновских времен. Но очень скоро пулеметы и скорострельные винтовки вразумили французских генералов и — хотя и позже всех остальных — заставили их переодеть своих солдат в серо-голубые защитные шинели и стальные каски.

Немцы пошли еще дальше: надели на солдат штурмовых подразделений панцири, усилили каски налобниками, — и вслед за ними точно так же поступили и все остальные сражающиеся армии. Появились танки — "коллективная броня" с мотором, и это было, конечно, здорово. Вот только много солдат в танки все равно не посадишь, да и на себе самом брони тоже много не унесешь.

Вот тогда-то и родилась идея использования "бронекапсул", о чем, например, сообщалось в американском журнале "Популярная механика". Такая капсула собиралась из гнутых либо плоских броневых плит, имела два или четыре колеса и амбразуру для винтовки или пулемета. Находившийся в ней солдат был таким образом до половины своего тела защищен от огня противника (ноги на уровне пояса оставались снаружи), и полз на врага, упираясь коленями в землю. Достигнув неприятельских окопов, он вылезал из своего "бронированного экипажа" и бежал на врага с криком "ура".

На первый взгляд идея была неплохая, и какое-то количество таких вот "мини-танков" даже заказали и сделали, но реальной пользы от них было мало. Уж очень ограниченный был у них обзор. К тому же поползайте вот так по полю боя (это же ведь не ровный плац!), да потолкайте этакую тяжеленную "кибитку", а потом уже говорите, что это хорошее средство защиты!

На этом этапе миниатюризация бронетанковой техники закончилась неудачей. Но это не значит, что попытки в этом направлении больше не предпринимались. Уже вскоре после окончания Первой мировой войны сразу в нескольких странах -Англии, Франции и Советской России — появились проекты так называемых танкеток, одноместных боевых бронированных машин с мотором. Теперь находившийся внутри такой танкетки боец мог не заботиться о том, что, ползая по полю, протрет штаны на коленках. Гусеничный движитель, броня, пулемет вроде бы позволяли говорить о том, что появилось новое эффективное средство войны. Тысячи таких вот дешевых танкеток, маневренных, а потому неуязвимых, могут заменить в армиях десятки тысяч солдат…

Однако уже первые опыты показали, что и этот путь тоже тупиковый. Да, танкетки могли ездить, однако оказалось, что одновременно и управлять такой машиной, и вести прицельный огонь из пулемета невозможно.

Французы, например, придумали танкетку "Саба", водитель-стрелок в которой вообще располагался лежа. В СССР родился проект инженера В. Налбандова — танкетка "Лилипут", в которой водитель тоже лежал, но мог и сесть, чтобы сидя вести огонь по самолетам. Однако высота танкетки была всего лишь 70 см и… что он мог из нее увидеть? Проходимость ее также была невелика: даже уличный поребрик и тот представлял серьезное препятствие. Из-за малого веса разрывать заграждения из колючей проволоки она тоже не могла… И, спрашивается, к чему была нужна такая машина?

Выяснилось, что танкетка должна быть как минимум двухместной: один "рулит", другой стреляет. Причем, довольно большой. И хотя в армиях мира танкетки в 1920-30 годах прошлого века успели побывать, особым успехом они не пользовались.

Зато на страницах научно-популярных журналов — как зарубежных, так и советских, — в те годы публиковалось немало измышлений о танкетках с крыльями. Что вот, мол, она летит как самолет, затем приземляется в тылу у врага, крылья отбрасывает и дальше едет за счет воздушного винта, но на колесах! Такой бронированный трехколесный винтовой аэроход — бред, конечно, но люди читали, думали "а вдруг получится", после чего нередко и сами садились "изобретать", а потом писали письма "лично товарищу Сталину", что "мой прыгоход-танк зажимают враги народа".

Заметим, что миниатюрные машины, способные летать, да еще с экипажем, не были построены ни накануне, ни в ходе Второй мировой войны. Танки так и остались машинами не летающими, хотя впоследствии их и научились сбрасывать прямо с самолета в тыл к противнику. Не тот был уровень тогдашней военной техники, а главное — "машины не могли мыслить".

Сегодня они мыслить уже могут. Существуют программы сложного машинного поведения, которое со стороны выглядит почти как разумное. Тяжелую сталь заменили углепластики, прожорливый бензиновый мотор — электрический двигатель на неодимовых магнитах и литиевых батарейках, так что с питанием проблем уже нет.

Так что, по-видимому, уже недалек тот день, когда война утратит свой теперешний вид. Например, стратегические бомбардировщики, пролетая над территорией потенциального противника, будут сбрасывать не бомбы, а контейнеры с крыльями и собственными двигателями, способными на приличной скорости и очень низко войти в нужный район и там либо опуститься на землю, либо, вновь набрав высоту, выпустить из грузового контейнера тысячи небольших дронов - размером с птичку колибри, с инфракрасным "зрением" и с длинным "клювом". Задача у них будет одна — пикировать сверху на солдат противника и поражать их кинетическим ударом в конечности, что очень гуманно, так как не приводит к летальному исходу, но гарантированно выводит их из строя.

Те дроны, которые будут высажены на землю, будут представлять собой либо скоростные аппараты на четырех колесах, устроенных по принципу "мотор-колесо", либо, напротив, — гусеничные вездеходные аппараты разных размеров. В программу, заложенную в их "электронные мозги", может входить, например, проникновение в лагерь противника. Или выявление и подрыв вражеских танков, — это проще всего делать в тандеме с парящим в небе дроном-планером.

В кинофильме "Пятый элемент" разведчиком и носителем электронной аппаратуры является обыкновенный таракан. На новом уровне миниатюризации различно рода электронные устройства можно будет прикреплять к самым различным насекомым и контролировать их действия.

И хотя сегодня все это и выглядит как научная фантастика, скорее всего, что-то из перечисленного мы вскоре увидим. Остальное останется на уровне научных разработок, осуществимых, но оказавшихся неэффективными, как пресловутые бронекапсулы.

Автор Вячеслав Шпаковский
Вячеслав Шпаковский — журналист, писатель, внештатный корреспондент Правды.Ру
Обсудить