Как сделать бомбу умнее

Хотя заповедь "не убий" и существует уже около двух тысячелетий, человечество никак не хочет отказываться от этого занятия. И только тем и занимается, что совершенствует средства истребления. Поэтому (чтобы не отстать) этим приходится заниматься даже самым миролюбивым странам, потому что — если не ты, то тогда тебя! Одним из средств войны сто лет тому назад стала авиабомба.

"Вроде бы попал!"

В начале века первые самолеты поднимались в воздух только лишь разведки ради. Но вскоре с них стали сбрасывать и первые бомбы — очень несовершенные снаряды каплевидной формы с крылышками-стабилизаторами на хвосте, которые помогали ей падать не кувыркаясь. Бомбы сначала держали просто в кабине и… руками бросали через борт, примерно глядя куда она попадет! "Вроде бы попал!" — читаем мы описания воздушных ударов в журнале "Нива" и это "вроде" встречается в них постоянно.

Затем догадались подвешивать их под крыльями самолета и сбрасывать залпами нажатием рычага. Если самолет при этом еще и пикировал на цель (чем круче, тем лучше!), то точность бомбового удара возрастала сразу во много раз, однако бомбить с горизонтального полета по-прежнему было очень сложно, хотя на самолетах уже тогда появились первые прицелы.

Они позволяли бомбардиру учесть скорость и высоту полета таким образом, что он получил возможность сбрасывать бомбы с упреждением. Теперь сброшенная с аэроплана бомба продолжала по инерции лететь вперед и одновременно падала вниз, то есть по пологой траектории двигалась к цели.

И вот тут выяснилось, что на нее действует не только сила тяжести, но и ветер, температура и плотность воздуха, то есть самые разные факторы из-за которых происходило отклонение бомбы от точки прицеливания.

"Доктрина Дуэ" — ковер из бомб это самое то

После Первой мировой войны родилась "доктрина Дуэ", названная так в честь ее создателя — итальянского генерала Джулио Дуэ, предложившего тотальные бомбардировки городов и заводов противника в качестве главного способа ведения войны. Таким образом, считал Дуэ, можно практически бескровно выиграть войну, ведь никакие потери в летчиках не идут ни в какое сравнение с потерями наземных сил.

Главное — это бомбовозы с большим бомбовым грузом, которые летят на большой высоте и покрывают землю сплошным "ковром" из бомб. Тут уж большая точность и не требуется, потому что ущерб в любом случае будет очень велик.

"Доктриной Дуэ" переболели ВВС практически всех стран мира, имевшие в своем составе бомбардировочную авиацию. Да и в общем-то не так уж он оказался и не прав! В годы Второй мировой войны английские бомбардировщики сбрасывали на германские города бомбы в виде обыкновенного цилиндра — куда бы не упала, лишь бы упала и взорвалась!

Экономия и эффективность

Однако оказалось, что "ковровые бомбардировки" "работают" далеко не всегда. Например, бессмысленно таким образом было бомбить боевые корабли и хорошо защищенные бетоном различного рода военные объекты. Не подходили они и для разного рода "ювелирных" операций.

Например, когда англичане решили уничтожить германские плотины и этим самым лишить сталелитейные заводы воды, они создали необычную "катящуюся по воде" бочку-бомбу. Ее сбрасывали вдали от плотины, так что точность бомбометания роли не играла, катилась по воде за счет того, что перед этим она раскручивалась специальным устройством, затем ударялась о саму плотину, тонула у его основания и взрывалась в самом ее уязвимом месте. Проблемой стала высота сброса, ведь бомбить-то нужно было ночью!

Но и эта проблема была решена. На самолеты поставили два прожектора, лучи которых соединялись в одно пятно на высоте ровно 50 м. Пилот ориентировался по этому пятну, и если его видел, то сбрасывал бомбу, которая падала и потом словно блинчик скакала по воде. То есть был впервые создан авиационный боеприпас, точность которого зависела от самолета, которые в процессе бомбометания саму цель даже не наблюдал!

Немцы в то же самое время создали бомбу "Фриц-Х", управлявшуюся по радио или по проводам, причем катушки с запасом проводов длиной 8 км находились на самой бомбе. Она имела "крылышки" и могла планировать на цель, а также рули-интерцепторы.

При помощи этих бомб они уничтожили итальянский линкор "Рома" и повредили несколько кораблей союзников, но особой роли в войне они так и не сыграли. Более того, союзники очень скоро сообразили, каким образом можно искажать и подавлять радиосигналы с помощью которых бомба наводилась на цель. Так родилось оружие радиоэлектронной борьбы, которое сегодня имеет еще большее значение, чем в прошлом.

"Бомба видит цель"

"Война должна быть экономной" — вот девиз, которым стали руководствоваться военные после Второй мировой войны и… постарались создать бомбы, которые можно было бы очень точно наводить на цель. Одну такую бомбу начали выпускать в США и дали ей название "Уоллай". Бомба была снабжена телевизионной камерой в носовой части бомбы и крылья с рулями в задней.

Электричество для питания аппаратуры вырабатывалось крыльчаткой в задней части, ее вращал набегающий поток воздуха. Когда камера включалась, на экране в кабине самолета появлялась "картинка", то есть изображение цели. Пилот фиксировал эту картинку и сбрасывал бомбу, которая планировала на цель, ее полет при этом корректировался с борта самолета.

В принципе совсем не трудно было превратить все свободнопадающие бомбы в управляемые. Оказалось, что это даже вроде бы очень удобно. К носовой части бомбы пристыковывалась телевизионная камера с рулевыми машинками и рулями, направляющими ее на цель, а к задней — привод электрооборудования и дополнительные рули.

Вот только системы эти оказались довольно дорогостоящими, прежде всего потому, что являлись одноразовыми. Кроме того, цель можно было прикрыть дымовой завесой, а также забить помехами канал управления бомбой! Есть бомбы с лазерным наведением: луч лазера с самолета наводится на цель, а головная часть бомбы "видит" это "пятно" и летит на него. Но опять-таки… а что если дым, туман, облака…

Несимметричный ответ

Зато в России конструкторы пошли по другому пути. На наши самолеты как последних моделей, так и старые, но вполне годные к использованию, они поставили систему СПВ-24, которая в полете постоянно контролирует местонахождение самолета и цели (используя данные ГЛОНАСС), а также измеряет атмосферное давление, влажность воздуха, скорость ветра, самого самолета, ну и направление его полета.

Дополнительная информация к нему поступает от самолетов АВАКС, наземных корректировщиков, и других самолетов. Ну, а СВП-24 уже вычисляет такие параметры скорости, высоты, и курса самолета-бомбардировщика при которых обычная гравитационная бомба, то есть бомба, падающая вниз под воздействием силы тяжести, должна быть сброшена именно в тот момент, когда ее неуправляемый полет позволит ей попасть точно в цель с минимальным отклонением в 3-5 метров.

Практически это означает, что наши самолеты, причем даже самые современные, получили с исключительной точностью сбрасывать бомбы производства чуть ли не периода Великой Отечественной войны, с точностью сопоставимой с самыми дорогостоящими управляемыми производства бомбами США.

И это удобно, потому что таким образом можно при минимальных издержках использовать огромные запасы обычных свободнопадающих бомб периода "холодной войны" (что, кстати, и происходит сейчас в Сирии!), добиваясь при этом впечатляющих результатов. Да и установка системы СПВ-24 на борту самолета делает ее значительно более помехоустойчивой.

Роль человеческого фактора, то есть ошибки пилота, также сводится к минимуму, поскольку самолет наводится таким образом фактически автоматически, поскольку человек за компьютером просто не успевает! Так что еще один несимметричный ответ российский вооруженных сил оказался и достаточно дешевым и очень и очень эффективным! Более "умным" в итоге оказалась не бомба, а сам самолет, но для пораженной цели это значения уже не имеет!

Автор Вячеслав Шпаковский
Вячеслав Шпаковский — журналист, писатель, внештатный корреспондент Правды.Ру
Обсудить