Исторические перипетии могут являться следствием климатических изменений. Так, Ульф Бюнтген из Федерального исследовательского института Швейцарии в Бирменсдорфе и его коллеги считают, что одной из возможных причин упадка Византии и создания первого арабского Халифата является эпоха оледенения, приключившаяся в первом тысячелетии нашей эры.
К оледенению, с точки зрения ученых, привела череда вулканических извержений в VI столетии. Вычислить климатическую историю Средневековья удалось по кольцам древних деревьев. Дело в том, что растительность очень чутко реагирует на малейшие изменения климата — например, повышение или понижение температуры, изменения количества солнечного излучения и так далее. Все это отражается на форме и толщине годовых колец. Темные кольца на древесине соответствуют неблагоприятным климатическим условиям, светлые — благоприятным.
Группа Бюнтгена, куда входили и российские специалисты из Федерального университета Сибири в Красноярске, изучила более 150 деревьев, росших на склонах Алтая и австрийских Альп, а также свыше 500 фрагментов срубленных или погибших деревьев. Структура их колец показала, что в VI-VII веках Земля пережила период резкого похолодания и наступления ледников. Это было связано с извержениями вулканов в 536, 540 и 547 годах. Эпоха получила обозначение "малого ледникового периода поздней античности", или LALIA.
Приблизительно в то же время в Византии вспыхнула так называемая "чума Юстиниана", бациллы которой были завезены из Египта или стран Ближнего Востока. Произошло объединение арабов в первые племенные образования, разрушение империи Сасанидов в Персии, в Китае началась эпоха упадка, а славяне стали заселять южные Балканы, вступая в конфликты с обитавшими там ромеями…
Византийская империя сформировалась в 395 году, после кончины императора Феодосия I, повлекшей за собой окончательный раздел Римской империи на западную и восточную части. Столицей империи стал и оставался на протяжении многих веков Константинополь. Наибольший расцвет государства пришелся на времена правления императора Юстиниана I (527-565). Существовало оно вплоть до XV века, когда пало под натиском османов.
В 635 году арабы захватили Дамаск. 20 августа 636 года состоялась решающая битва между Византией и Арабским халифатом за контроль над Сирией. Началась песчаная буря, которая дезориентировала войско Византии, в котором сражались также латиноязычные жители Балкан, греки, армяне и ближневосточные христиане. Мусульмане одержали победу. За последующие 40 лет Византия постепенно сдавала свои позиции, утратив, кроме Сирии, Египет, Северную Африку, Палестину, Верхнюю Месопотамию…
К концу VII столетия от территорий, занимаемых государством при Юстиниане, осталось не более трети. При этом на протяжении практически всей истории Византии периодически возникали противостояния с арабами, создавшими свой халифат в 632 году.
Халифатом называлось теократическое исламское государство, существовавшее вплоть до середины XIII века и управляемое халифами. По-арабски слово "халиф" означает "наместник".
Первооснователем халифата стал пророк Мухаммед, возглавивший в начале VII века в Хиджазе (Западная Аравия) мусульманскую общину — умму. По мере мусульманских завоеваний образовалось огромное государство, куда входили Аравийский полуостров, Ирак, Иран, большая часть Закавказья, Средняя Азия, Сирия, Палестина, Египет, Северная Африка, а также большая часть Пиренейского полуострова.
Каким образом эти процессы могли быть связаны с LALIA? Ну, рассуждают исследователи, допустим, падение температур привело к снижению урожайности, вынудив Византийскую империю импортировать хлеб из южных регионов. Это и способствовало распространению чумы…
Между тем, на Аравийском полуострове климатические изменения оказались благоприятными, они вызвали рост осадков, увеличение поголовья скота и повышение доступности пищевых ресурсов. Это увеличило рождаемость среди арабов, что способствовало появлению религии ислама и инициировало создание "вселенского Халифата".
"Данное наступление ледников было связано с самым серьезным снижением температур в северном полушарии за последние две тысячи лет, — пишет Бюнтген в статье, опубликованной в журнале Nature Geoscience. — Конечно, учитывая столь большое количество неизвестных факторов, не стоит прямо утверждать о наличии связи между этим феноменом и его предположительными политическими последствиями, но их совпадение сразу бросается в глаза".
Разумеется, нельзя однозначно связывать абсолютно все политические процессы с климатическими пертурбациями, однако влияние климата на судьбу народов и государств не следует сбрасывать со счетов, полагают авторы исследования.