Команде специалистов во главе с Бруно Голозио из итальянского Университета Сассари удалось построить компьютерную модель, способную обучаться подобно человеческому мозгу. В итоге компьютер самостоятельно выучил английский язык и поговорил на нем с человеком. По уровню умственных способностей он пока соответствует четырехлетнему ребенку.
Это далеко не первая попытка сымитировать работу головного мозга. Так, несколько лет назад швейцарским ученым удалось смоделировать неокортекс (основную часть коры головного мозга) мыши. Ткань объемом 1 кубический миллиметр состояла из 30 000 искусственных нейронов, число синапсов — контактов между которыми — превысило 40 миллионов. Модель работала аналогично настоящему мышиному мозгу, причем в режиме реального времени.
Совсем недавно специалистам из Томского государственного университета совместно с зарубежными коллегами из пяти стран удалось создать искусственную копию человеческого мозга, на которой можно моделировать различные патологические состояния и расстройства памяти с целью разработки механизма их лечения.
Также стало известно об аналогичной разработке ученых из Университета штата Огайо. Но здесь речь идет уже не о радиоэлектронной, а биологической копии мозга. Основой для нее послужили зрелые клетки кожи, которые специалисты перепрограммировали в индуцированные стволовые клетки, способные развиваться в различных направлениях и формировать любую ткань в организме.
Однако речь пока идет лишь о воссоздании физической структуры мозга. А как насчет процессов мышления? Проще сымитировать мышление при помощи компьютерных процессоров, чем строить автономную физическую модель, решили ученые.
Такие эксперименты начались еще в конце 60-х годов прошлого столетия. Основная сложность заключалась в различии систем запоминания и обработки информации у человека и машины.
Дело в том, что компьютер "мыслит" благодаря программам-алгоритмам, загруженным в него людьми. А вот ребенок, родившись, начинает познавать мир с чистого листа. Чтобы лучше понять этот механизм, и была разработана так называемая когнитивная модель ANNABELL — Artificial Neural Network with Adaptive Behavior Exploited for Language Learning, или "Искусственная нейронная сеть с адаптивным поведением, предназначенная для изучения языка".
В модель заранее не закладывается никаких языковых программ, она учит язык в процессе общения с оператором. Центральным ее компонентом является система контроля, состоящая из более чем 2 миллионов искусственных нейронов -процессоров, взаимосвязанных друг с другом. Она координирует функционирование рабочей памяти (активирует ее и контролирует проходящие через нее потоки информации).
В основе работы ANNABELL лежат два механизма, присутствующие и в человеческом мозге, — синаптическая пластичность и нейронное стробирование. Синаптическая пластичность позволяет улучшать связь между нейронами в случае их одновременной активации. Именно этот механизм "отвечает" за долговременную память и процессы обучения.
В свою очередь, нейронное стробирование — это механизм, связанный со способностью некоторых нейронов "включаться" — "выключаться". Таким образом они могут включать или блокировать прохождение сигналов из одной части мозга в другую. Это помогает контролировать поток информации и поддерживать нужный уровень его интенсивности.
Уровень заданий, которые получала ANNABELL, постепенно усложнялся. Источником информации для нее являлся только человек-оператор. В память машины были введены 1587 простых фраз на английском, которые обычно используются людьми в повседневном общении. Система должна была самостоятельно обработать их и освоить.
По прошествии некоторого времени ANNABELL удалось освоить язык на уровне четырехлетнего ребенка и вполне связно отвечать на вопросы операторов. В процессе общения программа корректно сформулировала 521 ответ.
Чем же ANNABELL отличается от той же компьютерной программы "Евгений", которая в июне 2014 года впервые сумела пройти так называемый тест Тьюринга, "выдавая" себя за 13-летнего подростка из Одессы Женю Густмана?
По словам руководителя проекта Бруно Голозио, такие диалоговые системы, как "Евгений", способны только имитировать процесс общения на основе уже заложенной в них информации.
"В целом диалоговые системы не моделируют когнитивные процессы, которые могут продемонстрировать, как человек овладевает языком, — прокомментировал ученый в журнале PLoS ONE. — Цель же нашей работы заключалась в том, чтобы внести вклад в понимание механизмов, дающих возможность человеческому мозгу освоить язык, не имея каких бы то ни было начальных знаний.
Наша модель проливает свет на то, как связаны протекающие в головном мозге нейронные процессы и развитие языковых навыков".
Также по теме: