Традиционно в течение многих лет основным сырьем для получения пороха был хлопок. В 90-е "братские республики", являвшиеся основными поставщиками "белого золота", стали "ближним зарубежьем", и стоимость столь важного стратегического продукта соответственно возросла… А почему бы не поискать альтернативу? — решили российские ученые.
Сотрудники Центрального научно-исследовательского института химии и механики попытались рассмотреть в качестве замены хлопковому сырью возможность использования растительных волокон льна и конопли. Эти
культуры на территории Руси выращивали с глубокой древности. Из них пряли волокно, годное для ткачества. Из льна — более тонкое, для одежды, столового и постельного белья.
Из конопли изготавливали более грубые изделия: канаты, шпагаты, парусину, брезент. Оба растения использовались и как масличные культуры. Льняной и конопляный жмых был отличным кормом для скота, а масло со временем стало просто незаменимым в рыбоконсервном и кондитерском производстве.
В старину в дело шло буквально все. Даже оставшуюся после трепания костру (солому) в крестьянских хозяйствах применяли как подстилку для скота, а в голодные годы и как корм…
Вот и распространился лен по всей России, получив титул "северного шелка". Время шло, и костра стала применяться при изготовлении бумаги и пластмасс, клеенки и линолеума… Теперь, похоже, настал черед и оборонной промышленности.
Исследования в этой области начались свыше семи лет назад и оказались успешными. Вот уже около пяти лет российская армия получает боеприпасы на основе льняного пороха. По мнению специалистов, порох отечественного производства по своим характеристикам превосходит своего хлопкового побратима. Он более энергоемкий, а значит, и масса заряда при равных характеристиках оказывается меньше на 5-8 процентов. Существуют также дополнительные преимущества, касающиеся перевозки, хранения и увеличения дальности стрельбы.
Сейчас открытие русских ученых экспонируют на респектабельных международных выставках. А ведь оно буквально лежало на поверхности.
Все мы знаем, что структура хлопка представляет собой коробочку, а лен по строению — это волокно, имеющее структуру трубочки. В состав пороха входит целлюлоза, которую раньше получали из хлопка, а теперь из льна. Ученых радует, что они не просто заменили один продукт на его аналог, но и смогли создать более совершенное изделие.
Прежде чем льняной порох запустили в массовое производство, был проведен ряд проверок и испытаний. Выяснилось, в частности, что для достижения начальной скорости снаряда масса пороха должна быть снижена. А это дает сразу два весомых преимущества: более легкие снаряды удобнее и перевозить, и хранить, а также это увеличивает дальность стрельбы. Разброс снаряда из хлопкового пороха составляет 3-5 метров. А у пороха из льна он всего 0,5 метра. А значит, выше точность попадания. Ведь одно связано с другим…
Там, где для обстрела требуется 80 снарядов с льняным порохом, потребуется целых 100 снарядов с хлопковым. Что эффективнее? Еще одним немалым преимуществом является меньшая задымленность по сравнению с пороховыми снарядами на основе хлопка.
К настоящему моменту специалисты разработали баллистические и пироксилиновые виды пороха из льна. Первые используют для снарядов ракетных двигателей, метательных артиллерийских и минометных зарядов. Вторые — для различного стрелкового оружия.
Что же до упомянутой выше конопли, то порох из нее еще только начинают разрабатывать. К сожалению, конопля у обывателя зачастую ассоциируется исключительно с наркотиками. А ведь у этого растения есть немало других способов применения.
Конечно, нельзя утверждать, что производство оружия полезно для здоровья, но все же без оружия нам не обойтись. Как говорится, "хочешь мира — готовься к войне"… И тут конопля в качестве сырья для пороха ох как пригодится!
Кстати, выход полезного материала из конопляного сырья на порядок выше, чем из того же хлопка. Центральный научно-исследовательский институт химии и механики уже получил разрешение на выращивание ненаркотических сортов этого растения с целью получения пороха нового поколения. И нельзя сомневаться в том, что испытания пройдут успешно.