Если человеку завязать глаза, он, скорее всего, потеряет правильную ориентировку и будет ходить кругами. Именно этот недостаток человеческого мозга нашел применение в технологиях виртуальной реальности, которые сейчас разрабатываются. Задача разработчиков — помочь людям верно ориентироваться в реальном пространстве, если препятствия нельзя увидеть.
"Попасть" в виртуальную реальность просто: достаточно надеть на голову устройство с дисплеем и включить его. И вот вы уже бродите по огромному зданию или даже целому фантастическому городу… На самом-то деле вы даже не выходите из своей комнаты.
Так, японская компания Seiko Epson разработала очки, которые способны накладывать на реальное изображение любые виртуальные объекты. Таким образом, пользователь сможет сам моделировать компьютерные игры. И виртуальные персонажи будут действовать не на экране, а в интерьерах вашей квартиры.
Но есть один маленький нюанс. Подобные технологии безопасно использовать, только если вы остаетесь в неподвижности. А вот если вздумаете пройтись, то могут возникнуть сложности…
Основная проблема до сих пор заключалась в том, что во время виртуальных "прогулок" движущиеся люди могут в реале натыкаться на стены и прочие препятствия, говорит специалист по вычислительной технике из университета Южной Калифорнии Эван Сума. Поэтому возможности пользователя ограничены: ему лучше не вставать из-за компьютера, если он не хочет травм.
В обычной реальной ситуации ориентироваться нам помогает зрение. Большинство людей даже у себя дома в темноте или с закрытыми глазами плохо ориентируются. Если же человек заблудился в лесу или пустыне, где нет никаких визуальных ориентиров, то он обычно бродит по кругу.
В виртуале нам может казаться, что мы находимся в большом помещении, тогда как на самом деле мы находимся в небольшой комнате, а визуальные подсказки "обманывают" нас, предупреждая о ложных препятствиях на нашем пути. Это называется процессом перенаправления ходьбы.
В 2001 году 11 добровольцев приняли участие в виртуальном эксперименте, имитирующем учебную пожарную тревогу. Им предстояло перед выходом из виртуального коридора зигзагами добраться до стены и нажать на ней одну из четырех кнопок, которые вели в другие виртуальные коридоры. Хотя коридор в виртуальном пространстве казался очень длинным, фактически размер помещения был в два раза меньше. Это увеличивало маршрут участников эксперимента вдвое.
Не так давно еще одна японская фирма, NTT docomo, выпустила компьютерные очки "Юбинави", которые соединяются со смартфоном. Новинка позволяет накладывать проложенный навигатором виртуальный маршрут на реальную обстановку.
Пользователю достаточно задать цель в навигационном приложении — и он увидит перед собой четкую линию маршрута, наложенного на реальный пейзаж. Одновременно через наушники вы сможете получать подсказки, где повернуть и каково расстояние до объекта… Это позволит без особых проблем добраться до места назначения.
На сегодняшний день тесты по перенаправлению ходьбы успешно проводятся в лабораторных условиях, однако пока для этого используются только большие пустые пространства, где нет мебели и громоздких предметов.
Понятно, что в домашних условиях с перенаправлением ходьбы могут возникнуть затруднения, ведь наши комнаты в большинстве случаев забиты мебелью и другими вещами, и виртуальные препятствия могут не совпасть с реальными. Также стоимость систем перенаправления ходьбы пока еще очень высока, и обычным домашним пользователям они не по карману.
Но рано или поздно такие системы станут доступными. И вместо того, чтобы "путешествовать", сидя за компьютером, мы сможем уходить в виртуальный мир даже посреди оживленной улицы или в зале, заполненном другими людьми и предметами. "Умная" технология будет подсказывать нам, когда на пути окажется преграда, и мы сможем вовремя остановиться или обогнуть препятствие…
Очевидно, постепенно грань между реальным и виртуальным миром будет стираться, и мы сможем одновременно "существовать" в нескольких "измерениях", как предрекают многие писатели-фантасты…
Читайте также:
Виртуальное будущее: программы вместо людей
Вредные привычки победит перезагрузка мозга