Избавиться от алкогольной или наркотической зависимости сложно не только потому, что одурманивающие вещества становятся необходимы нашему организму, но и из-за воспоминаний об удовольствии, связанном с их употреблением… Недавно Хитоси Морикава и его коллеги из Университета штата Техас в Остине разработали препарат, блокирующий эти воспоминания.
В ходе эксперимента нескольких лабораторных крыс поместили в клетку, разделенную на две половины — черную и белую. Когда животное заходило в одну половину, ему делали инъекции кокаина или этилового спирта. Через некоторое время у грызунов возникла зависимость, и они стали стараться больше времени проводить в "наркокомнате", даже если инъекции не повторялись.
Тогда крысам ввели разработанный группой Морикавы препарат израдипин, блокирующий работу особых клеток в мозговом центре удовольствия, отвечающих за закрепление воспоминаний. На другой день подопытные грызуны позабыли о пережитых "удовольствиях" и стали воспринимать "наркокомнату" с равнодушием.
Теперь предстоят клинические испытания на людях. "Израдипин удалил те воспоминания о приятных ощущениях, которые заставляли крыс ассоциировать пребывание в определенной части клетки с приемом кокаина или спиртного. Многие наркоманы хотят завязать с наркотиками, и не могут сделать этого даже после нескольких попыток из-за того, что их мозг "настроен" на прием зелья. Это лекарство может помочь им "перезагрузить" мозг", — пишет Морикава в статье, опубликованной в журнале Molecular Psychiatry.
Однако первоначально израдипин разрабатывался как средство от высокого давления. Поэтому существует опасность того, что при применении больших доз у пациентов сильно упадет давление. А это также небезопасно для здоровья…
Ноу-хау наркологов из университета Чунан в Сеуле (Южная Корея) во главе с Дугом Ханем — специальная виртуальная игра, способная избавлять от алкогольной зависимости, сообщает издание Journal of Studies on Alcohol and Drugs.
Сейчас виртуальные технологии пытаются применять для лечения целого ряда расстройств, в том числе клаустрофобии и посттравматического синдрома. Здесь применяется принцип "затухания условной реакции", разрушающий цепочки мозговых связей между "объектом" и негативными эмоциями, которые он вызывает.
Так, директор подразделения медицинской виртуальной реальности в Университете Южной Калифорнии Альберт Риццо считает, что виртуальная реальность способна помочь детям с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) или ветеранам войн, страдающим посттравматическим синдромом (ПТСР).
В последнем случае бывшего участника боевых действий, который никак не может вернуться к нормальной жизни после пережитых событий, можно погрузить в виртуально воссозданную травмировавшую его ситуацию. Таким образом он "переживет" ее заново и отработает различные вариации ее разрешения, что позволит снизить уровень психологического стресса.
А почему бы не применить ту же самую методику и в случае с алкоголизмом? — подумали Дуг Хань и его коллеги. Таким образом была создана "лечебная" видеоигра, которую недавно опробовали на 12 хронических алкоголиках, пожелавших покончить со своей вредной привычкой.
Для каждого добровольца была разработана индивидуальная программа лечения. На первом этапе испытуемого "помещали" в расслабляющую виртуальную среду, способствующую избавлению от навязчивых мыслей.
Второй уровень предполагал проверку силы воли реабилитирующегося пациента — тот "оказывался" в людном заведении, где подавали спиртное. Наконец, третий уровень игры демонстрировал добровольцу негативные последствия употребления алкогольных напитков. На каждом этапе исследователи сканировали мозг испытуемых с помощью МРТ.
Месяц спустя ученые подвели итоги. Как выяснилось, затея оказалась успешной — одним участникам действительно полностью удалось побороть свою зависимость от спиртного, а другие, по крайней мере, стали лучше контролировать себя и употреблять меньше. Что же касается сканирования мозга, то томограммы свидетельствовали о том, что "центры удовольствия" вернулись к нормальной работе.
Конечно, рамки эксперимента были достаточно узки. Поэтому в ближайшее время группа Ханя намерена приступить к более масштабным и долгосрочным испытаниям, в ходе которых станет ясно, применима ли "виртуальная терапия" для клинического лечения алкоголизма.
Читайте также:
Корни алкоголизма уходят в детство