"Баргузином" будет называться новый БЖРК — боевой железнодорожный ракетный комплекс, который существенным образом дополнит действующие в России ракетные системы и усилит оборонительные возможности нашей страны. Ракета для комплекса "Баргузин" создается на базе ракеты "Ярс". По внешнему виду БЖРК "Баргузин" будет похож на комплекс "Молодец".
Сейчас уже и не скажешь, кому первому пришло в голову поставить артиллерийское орудие на железнодорожную платформу. Однако хорошо известно, что таковые орудия применялись еще в годы гражданской войны в США в 1861 — 1865 гг. Позднее бронепоезда англичане применяли в Судане и в англо-бурской войне.
Немцы применяли их против французов в годы франко-прусской, ну, а потом была первая мировая и гражданская война, в которой у нас бронепоезда использовали как белые, так и красные. Французы, например, в первую мировую войну поставили на железнодорожный ход гаубицу калибра 520 мм, и это было поистине впечатляющее оружие! Однако тогда на железнодорожных платформах не было ракет!
Первыми ракетные бронепоезда создали у нас в СССР! Тогда на целом ряде бронепоездов были смонтированы пусковые установки "Катюша", существенно усилившие их огневую мощь. Ведь запас снарядов к ним бронепоезд мог взять очень большой, а по своей защищенности он многократно превосходил колесные установки на грузовиках, не уступая им в мобильности.
Немцы, создавшие первую в мире баллистическую ракету на жидком топливе ФАУ-2, первыми задумались над тем, как применять их с подводных лодок и… с железнодорожных платформ. Был разработан даже проект, по которому в одном вагоне размещалась ракета, а в другом — цистерны с жидким кислородом и керосином. Состав из 20 вагонов (плюс один вагон для персонала и систем управления), таким образом, мог иметь на борту до десяти ракет, и эта была бы целая батарея, но создать такое в металле немцы просто не успели.
Потом началась гонка вооружений между США и СССР и американцы испытали массогабаритный макет такой вот РЖД-установки, но на вооружение так и не приняли. Ну, а самый впечатляющий проект, получивший название М-Х ("ракета икс"), также разрабатывался за океаном, но реализован также не был, поскольку американцы обошлись своей известной "триадой".
Суть проекта — спасти свои ракеты от советских ракет. Один из вариантов проекта был такой: подземная кольцевая железная дорога, по которой курсирует состав с ракетой. Сверху не видно где она, а бетонная крыша защищает "кольцо" от близкого ядерного взрыва. Зато когда нужно ракету запустить, то специальные домкраты раздвигают бетонную крышу изнутри (а устроена она так, что давление снаружи ее замыкает!), ракета поднимается и стартует! Но… прикинули, сколько все это может стоить и решили оставить все как есть, тем более что наступил 1991 год.
А вот в СССР все было несколько иначе, а именно так: приказ "О создании подвижного боевого железнодорожного ракетного комплекса (БЖРК) с ракетой РТ-23" там был подписан 13 января 1969 года, а головным разработчиком проекта сделали конструкторское бюро "Южное".
Военные посчитали, этот самый БЖРК будет составлять основу группировки ответного удара, поскольку имел повышенную живучесть и мог бы уцелеть после нанесения противником первого удара. Название системе дали БЖРК 15П961 "Молодец" и его и сегодня можно увидеть в экспозиции Центрального музея Октябрьской железной дороги на Варшавском вокзале в Санкт-Петербурге.
Но в период "замирения" с США этот комплекс был ликвидирован. Однако сегодня вроде бы уже точно решено, что и мирной стране "бронепоезд с ракетами" на запасном пути вряд ли помешает. Таким образом, в состав российских Ракетных войск стратегического назначения (РВСН) войдут не только шахтные и грунтовые, но и железнодорожные ракетные комплексы.
Читайте также:
РВСН обманули противника ракетами-двойниками
Ядерный щит: смена приоритетов
Сейчас в РВСН эксплуатируются ракеты "Тополь", "Тополь-М" и "Ярс", а новейшие подлодки проекта 955 "Борей" несут ракеты "Булава". "Тополь" существует в шахтном и мобильном исполнении. Но недостаток обоих очевиден: шахты все известны, а мобильные комплексы хотя и движутся, но скорость их невелика. Совсем другое дело — поезд! При скорости 100 км/ч он за сутки проедет 2400 км и как его засечь со спутника среди сотен таких же поездов?
Комплекс "Баргузин" (такое название ему придумали, и оно ему очень подходит!) по своим характеристикам должен на порядок превосходить систему "Молодец", а его расчетные характеристики позволят ему оставаться в строю, как минимум, до 2040 года. Ракета для него создается на базе ракеты "Ярс", сейчас поставляемой в РВСН, причем стартовый вес новой ракеты не будет превышать 47 тонн, а габариты должны быть такими, что она легко сможет спрятаться в стандартный железнодорожный вагон.
Так что по архитектуре и внешнему виду новый БЖРК "Баргузин" будет похож на комплекс "Молодец", пусковые установки которого были замаскированы под вагоны-рефрижераторы. Так что и новый комплекс тоже должен будет выглядеть как обычный железнодорожный состав с пассажирскими и грузовыми вагонами, внутри которых будет установлено все необходимое оборудование и внешне это будет такой же поезд, вернее, состав, как и все остальные. Может быть, что у его вагонов будут даже занавески на окнах -почему бы и нет?! Другое дело, что за ними будет скрываться ракета, которую в случае необходимости поднимут в вертикальное положение и запустят, как и обычную боевую ракету!
С момента появления первых сообщений о начале разработки нового боевого железнодорожного ракетного комплекса прошло уже около двух лет. За это время появилось несколько вариантов возможного облика перспективной системы вооружения. Ракетный комплекс "Молодец" состоял из нескольких мощных тепловозов и вагонов для размещения экипажа, а также специального оборудования, а также вагонов с пусковыми установками для ракет.
Читайте также:
В 2015 году РВСН ждут масштабные учения
Вячеслав Круглов: Ракетные войска могут выполнить свою задачу так, как мало кто догадается
Вероятно, "Баргузин" получит в чем-то похожие агрегаты. Но только старые ракеты 15Ж62 "Молодец" весили более 100 тонн каждая, из-за чего вагоны с пусковой установкой приходилось оснащать специальными приспособлениями для распределения весовой нагрузки на соседние вагоны и, конечно, это было не очень-то неудобно. Использование значительно более легкой ракеты позволит обойтись без этих сложных систем и повысить надежность.
Как уже сообщалось, основной элемент комплекса — ракета — разрабатывается на базе ракеты "Ярс", благодаря чему железнодорожный комплекс будет примерно равен и грунтовому "Ярсу" за одним важным исключением: ракет на нем будет много! Если взять хотя бы 15-вагонный состав, в котором будет пять вагонов технического обеспечения, то в этом случае в одном залпе "Баргузина" будет 10 ракет, при этом сам он окажется намного дешевле подводных ракетоносцев "Борей", пусть даже на них ракет 16! Но… кто мешает прицепить к нашему БРЖД еще несколько вагонов?! Такой залп серьезно затруднит работу американской ПРО и… сметет любого противника с лица земли!
То, что сегодня известно о РС-24 "Ярс" позволяет предположить, какой будет и "железнодорожная ракета" БЖРК "Баргузин". РС-24 имеет три ступени, а их общая длина — около 23 м. Стартовый вес оценивается в 45-49 тонн. Максимальная дальность полета составляет 11 тыс км. Подробная информация о боевом оснащении, разумеется, отсутствует.
Однако известно, что ракета РС-24 несет разделяющуюся головную часть с 3-4 боевыми блоками с индивидуальным наведением каждого из них. То есть на конечном этапе она разделяется на несколько боевых мастей, включая и части-обманки, и каждая из них идет на свою цель. Особенностью ракеты "Молодец" был "минометный старт", то есть старт "из трубы".
При подъеме ракеты специальным устройством отводились в сторону контактные провода, проходящие над рельсами, и только после этого происходил пуск. Но опять же — ракета сначала выбрасывалась из нее, затем отводилась в сторону от вагона специальными "пороховыми движками", и лишь после этого на ней запускались ее собственные ракетные двигатели! По-другому было нельзя, иначе она при этом просто сожгла бы и сам вагон — пусковую установку!
Главное, что использование разветвленной сети российских железных дорог обеспечивает ракетам значительную стратегическую мобильность, поскольку состав с ними при необходимости может быть переброшен в необходимый район очень быстро. С учетом размеров нашей страны такая возможность увеличивает и без того немалый радиус действия ракет. Кроме того, у нас есть много протяженных тоннелей в горах, где такому составу будет легко спрятаться от вражеских спутников-шпионов!
Читайте также:
"Ядерный меч" России: новая баллистическая ракета встанет в строй в 2016 году
Новую баллистическую ракету "Ярс" запустили с космодрома Плесецк