Говоря о мире, готовься к войне. Эта старая истина обуславливает тот факт, что совершенствование военной техники идет непрерывно с целью обеспечить превосходство в бою. На завершившейся выставке вооружений и военной техники "Евросатори 2014" было показано много новинок, одной из которых стало самоходное орудие компании Краусс-Маффей Вегманн.
Начнем с того, что сегодня количество боевых машин на колесах, причем вооруженных орудиями крупных калибров непрерывно растет. Они состоят на вооружении США, Франции, Италии, Японии, самоходная 152-мм самоходная пушка-гаубица vz.77 "Дана" была еще во времена Варшавского договора создана в тогдашней социалистической и единой Чехословакии, а впоследствии поставлялась в Польшу, Ливию и Грузию, причем три машины даже захватили наши солдаты в Южной Осетии в 2008 году. Испытывалась эта машина и у нас еще во времена СССР, но на вооружение ее не приняли, поскольку в наличии у нас было множество гусеничных САУ — тут тебе и "Пион", и "Гвоздика", и "Гиацинт" — одним словом, целый "букет" самоходных орудий на гусеницах!
Но прошли годы, и вот уже показывают широкой общественности опытный образец самоходной артиллерийской установки на колесном ходу. И это притом, что относительно недавно, а именно в 1998 году, принятая на вооружение бундесвера САУ PzH 2000 по совокупности показателей считается самой совершенной серийной САУ в мире и заслужила крайне высокие оценки независимых экспертов. Многие из них, в том числе и наши российские специалисты, отзываются о ней как об эталонной системе для настоящего времени, на которую следует ориентироваться всем производителям самоходных артиллерийских установок. Причем, ее тоже сделала фирма Краус-Маффей, а теперь она же демонстрирует новый образец на базе колесного бронированного шасси GTK Boxer и с новым боевым модулем AGM (Artillery Gun Module — "Модуль с артиллерийским орудием"). Зачем?
Читайте также: "Колхозный" тюнинг для украинских танков
Давайте посмотрим, что эта самоходка собой представляет, а уже затем попробуем ответить на этот вопрос. Впрочем, цель разработки и так очевидна: создать перспективную САУ с высокой боевой эффективностью и повышенной мобильностью. Кроме того, проект уделяет большое внимание модульности всех его систем, что должно обеспечить этой машине большое будущее. Высокие требования по характеристикам огня будут выполняться при помощи нового боевого модуля AGM, а защита экипажа машины, подвижность на поле боя и возможности по транспортировки САУ авиационным или другим транспортом связаны с использованием колесного шасси, которое однозначно намного легче гусеничного. Следует отметить, САУ на этой базе предшествовало создание аналогичной боевой машины на гусеничном ходу от БПМ ASCOD. Как и новая САУ, предыдущая разработка KMW использовала тот боевой модуль AGM. Но получилась машина не лучше PzH 2000, чего, впрочем, и следовало ожидать, и новый образец поставили на колеса.
Шасси GTK Boxer разработано компаниями Краусс-Маффей Вегманн из Германии и дочерним предприятием Рейнметалл из Нидерландов. Эта машина представляет собой универсальную колесную платформу, позволяющую создавать на ее базе технику различного назначения. Например, первой серийной модификацией этой машины стал бронетранспортер, способный перевозить до восьми десантников с вооружением. А в начале двухтысячных годов, когда состоялся первый ее показ, утверждалось, что на ее основе может быть создан не только бронетранспортер или боевая машина пехоты, но и различная другая техника, в том числе самоходный миномет или САУ и данная конструкция эту возможность подтвердила.
Используемое на новой самоходке шасси имеет полноприводную восьмиколесную ходовую часть и оснащается дизельным двигателем MTU V8 199 TE20 мощностью 710 л. с. Защита экипажа и всех агрегатов машины обеспечивается модульной композитной броней AMAP нескольких типов. В зависимости от выполняемых задач на нее могут быть установлены соответствующие модули дополнительного бронирования, повышающие общий уровень защиты. При использовании всех доступных модулей броня может выдержать попадание снаряда малокалиберной пушки. Кроме того, машина GTK Boxer имеет бронированное днище, защищающее ее от подрыва на минах.
В кормовой части корпуса базовой машины GTK Boxer с самого начала было предусмотрено место для установки специального оборудования или вооружения. У новой САУ артиллерийский модуль, который представляет собой бронированный корпус сложной формы с орудием и необходимым оборудованием, находится в задней части. По информации от компании, этот модуль может устанавливаться не только на эту машину, но и на различные другие шасси — главное, чтобы они выдерживали его вес. Задняя компоновка боевого отделения для САУ всегда выгодна тем, что позволяет сократить общую длину установки при орудии, развернутом по-походному, и пополнять боеприпасы непосредственно во время стрельбы. Во всяком случае, именно такое расположение орудия сегодня принято на всех гусеничных машинах этого класса.
Читайте также: Меч короля Артура для армии США
Что касается собственно орудия, то в башне AGM используется система "Рейнметалл 155 mm L52" — практически аналогичная той, что используется и на САУ PzH 2000, на которой она себя хорошо зарекомендовала. Длина ее ствола равна 52 калибрам. При стрельбе перспективными активно-реактивными снарядами это орудие может вести огонь на дальность более 50 километров. Интересно, что для удобства работы экипажа боевой машины боевой модуль AGM сделан необитаемым. Все операции, включая наведение и заряжание орудия, выполняются автоматически, то есть эта башня — робот! Ну, а боекомплект ее состоит из 30 боеприпасов калибра 155 мм.
По имеющимся данным, автоматика башни может продолжать работу даже при выключенном двигателе базового шасси, для чего модуль AGM оснащен вспомогательной силовой установкой, полностью обеспечивающей его энергией. Расчет самоходной артиллерийской установки располагается внутри корпуса базового шасси, как и на опытной американской САУ "Крусейдер". Все операции по наведению орудия и подготовке к стрельбе осуществляются при помощи пультов дистанционного управления. Экипажу приходится покидать машину только для пополнения боекомплекта и некоторых других операций.
Интересной особенностью новой САУ на основе платформы GTK Boxer является очень мощная подвеска его шасси. Утверждается, что колесная ходовая часть базовой машины позволяет вести огонь из 155-мм орудия без использования аутригеров — то есть опор, передающих силу отдачи на грунт. Кроме того, при этом обеспечивается возможность стрельбы почти в любом направлении по азимуту и, что сегодня особенно важно, — машина без таких опор может и быстро занять огневую позицию, и быстро ее покинуть и этим самым избежать поражения ответным огнем противника.
Что касается боевой масса перспективной САУ, то сообщается, что она превышает 30 тонн, что в принципе не так уж и много и позволяет перевозить ее по воздуху. Скорость, дальность хода и другие подобные характеристики пока не сообщаются, но скорее всего, они должны соответствовать характеристикам базового шасси в варианте бронетранспортера.
Читайте также: "Шпион-головастик" выследит всех
Пока построено три прототипа перспективной самоходной артиллерийской установки. Кроме того весной прошли огневые испытания боевого модуля AGM. На осень запланирована серия новых испытаний, которые должны будут показать, насколько верными были расчеты ее конструкторов.
Пока о поставках кому бы то ни было новой самоходки не сообщается. Представленный на выставке образец является одной из этих опытных машин, и ей еще предстоит выйти на полигон и показать свои возможности. И только, если все расчеты конструкторов и заложенные в нее технические решения окажутся жизнеспособными, компания предложит свою новую разработку потенциальным покупателям в качестве боевой машины для… хороших дорог и — главное, высокомобильных операций. Очевидно, что военные инженеры сегодня приходят к выводу о том, что вездеходность гусеничных машин все-таки не главное. Все более важным становится дешевизна обслуживания боевой техники в мирное время, то есть ее эксплуатационные расходы, при, безусловно, высоких боевых характеристиках. В свое время был сделан несложный расчет, что обслуживание одной гусеничной боевой машины стоит столько же, сколько трехколесной, и, видимо, при создании данной САУ он сыграл далеко не последнюю роль!