Каков итог так называемого первого этапа антироссийских санкций? Если исключить конкретные персоны и должностные лица, то надо признать: последствия не впечатляют. Это прежде всего касается нашумевшей сделки с французскими вертолетоносцами "Мистраль". Несмотря на давление США, французы решили контракт выполнить. А что представляет собой это судно?
Начать, пожалуй, следует с истории. Не правы те, кто утверждают, что Россия всегда была страной, строившей свой флот у себя дома. Ничего подобного! Только в конце XIX — начале XX века на заграничных верфях были построены броненосец "Цесаревич", броненосный крейсер "Баян" и крейсер "Светлана" во Франции; легендарный крейсер "Варяг" и броненосец "Ретвизан" в США; крейсера "Аскольд", "Богатырь" и "Новик" — в Германии; канонерская лодка "Кореец" — в Швеции; английским был броненосный крейсер "Рюрик" (второй).
Читайте также: Франция укрепляет военную мощь России
В советское время традиция эта была продолжена: у Италии куплен лидер "Ташкент" — самый быстроходный корабль Черноморского флота, а тяжелый крейсер "Петропавловск" — у Германии. Да и само вооружение российских кораблей в ту пору было целиком иностранным: пушки — французские Канэ и Гочкиса, дальномеры, торпеды и торпедные аппараты — англичан Бара, Струда и Уайтхеда. Котлы и те английские — системы Бельвиля. И никого в то время это не пугало, и все с этим как-то мирились. Потом СССР ударился в самоизоляцию, и вот это-то стало самой главной ошибкой. Оказалось, что страну, выключенную из мировой хозяйственной жизни, нетрудно уничтожить ядерным оружием и никаких денег не хватит защититься от этого силой.
Куда проще оказалось защититься экономически: отдать часть собственности иностранным собственникам, включиться в мировое разделение труда и… спать спокойно! Никто на свои собственные заводы бомбы бросать не будет, равно, как и уничтожать ценных и в достаточной степени состоятельных потребителей. Так что заказать такие корабли вполне можно было уже только ради одного этого — участия в международном разделении труда. Переговоры шли долго и трудно (видимо, кому-то требовалось время понять, что не все на свете делается силой оружия, есть и другие пути), но потом соглашение было подписано. В итоге договорились, что часть строим мы сами и буксируем к ним. Французы собирают корабль в единое целое, насыщают совместимой с нашей техникой и сдают нам. А всего в итоге этой сделки Россия получит целых четыре таких вот корабля.
Читайте также: На Черном море взовьются новые вымпелы
Понятно, что такой корабль не мог не оказаться лакомым куском для журналистов. О нем писали, что это "мега-яхта для адмиралов" и "плавучий отель" для ВМФ. Что электроника его "отрубится" во время конфликта (французы подсадят "жучка"), и что для борьбы с сомалийскими пиратами его боевая мощь — 16 вертолетов и 450 морских пехотинцев избыточна, а вооружение для самообороны явно недостаточно, ну и т.д. и т.п. А как обстоит с ним дело в реальности?
В реальности "Мистраль" представляет собой десантный вертолетоносец и одновременно корабль управления, созданный для боевых действий на большом удалении от своей базы, включая и высадку десанта на плацдарм. На вооружении самих французских ВМС находится всего два таких судна и еще четыре будет у нас, то есть в итоге целая эскадра.
Корабль может принимать на борт около 40 танков или около 70 автомашин, а также в перегрузку до 900 десантников. Также он способен осуществлять огневую поддержку десанта силами своей собственной авиагруппы, состоящей из 30 вертолетов. Десантирование с него осуществляется разными способами. Например, наш вертолет Ка-29 способен перевозить 16 бойцов, и при этом нести на внешней подвеске еще и ударное вооружение. Внутри корабля имеется камера-док, где находятся десантные суда на воздушной подушке или специальные десантные баржи.
Одна такая баржа берет на борт один танк "Леклерк" или 60 десантников. Для их выхода на воду корабль принимает воду в бортовые цистерны, притапливается, и десантные суда выходят у него с кормы самосплавом. Оборонительное вооружение французских кораблей является однозначно слабым, но он и не предназначен для ведения активного боя. Такие корабли изначально задуманы как действующие в составе эскадр и защищаются судами охранения. Считается недостатком, что они спроектированы по классу RO-RO, то есть по сути дела это суда "гражданского класса" и, следовательно, специальным нормам ВМФ РФ они не удовлетворяют!
Читайте также: Морской колобок укатится от всех
Другое замечание, что из-за сырости в доковой камере возможно образование конденсата с последующим обмерзанием техники. То есть в холодное время года действовать такому кораблю будет весьма затруднительно. Однако, может быть, им-то серьезно воевать как раз и не придется и они будут нужны совсем для других целей? То есть, очевидно, что это корабль не столько для войны, сколько для проведения… эффективных полицейских операций! Но кто сказал, что в ближайшем будущем именно такие операции не потребуются и не планируются?
Следует заметить, что при всех вышеназванных недостатках "Мистраль" внутри очень комфортабельный корабль. Салон командира корабля, да и кают-компания офицеров производят впечатление апартаментов в хорошем отеле, а не суровых бронированных казематов. Весь личный состав на нем размещается в 2-х, 4-х и 6-местных каютах. В каждой каюте есть душ и раздельный туалет, причем даже десант живет не в кубриках, а в каютах. Есть даже спортзал, то есть все сделано для того, чтобы повысить… психологическую устойчивость экипажа и десантников.
По этому поводу, кстати говоря, было немало ехидных замечаний вроде того, что, мол, "комфорт, конечно, замечательно, но как на таком корабле воевать?" А вот это, скажем так, уже давно устаревший подход к делу! Зачем "нести тяготы воинской службы", если можно их не нести?! Смешно читать, что для морпехов на судне созданы столь комфортные условия, что… "невольно начинаешь искать местный бордель". Вот даже как! То есть на берегу кому-то можно, а морпехам на море нельзя, не затем, вас, ребята, набирали!
Между тем, контрактная армия становится все дороже и люди идут служить в нее по расчету и хотят не только денег, но и соответствующих условий. Просто замечательно, что на корабле имеется большой медицинский блок, оборудованный по самому последнему слову техники, поскольку "Мистралю" ставится задача участия в миротворческих операциях в районах локальных конфликтов; эвакуация раненных и больных и оказание им экстренной помощи. То есть может случиться и так, что воевать этим кораблем и вообще не придется, а находящиеся на его борту десантники будут принимать раненных во время очередного переворота в какой-нибудь республике… Тайфуния или вывозить жертв техногенной катастрофы из района Фукусима-2!
Читайте также: Молитесь, на поля выходит "Дьякон"
А еще футурологи говорят о возможных уже в самом ближайшем будущем "войнах за погоду", связанных с ухудшением климата. И будут эти войны опять же совсем не такими, как в прошлом. Понадобится мирных жителей из одного пострадавшего района перевозить в другой, причем никто для этих целей круизные лайнеры экспроприировать у их владельцев не собирается. Несчастные будут страдать, а мировое сообщество им помогать, тогда как тем, кому повезло, будут продолжать отдыхать и развлекаться, потому, что имеют на это полное право!
Значит, опять же заботиться обо всех этих людях придется правительствам разных стран, и вот на такой случай корабли типа "Мистраль" то самое, что нужно. Ну, а то, что их строят столь поспешно, является лишь косвенным подтверждением того, что все эти футурологические прогнозы куда ближе к реальности, чем это кажется, и наше правительство хочет быть к ним готовым заранее!