Тайфуны-убийцы "Святой Иуда" и "Хайян": закономерные и уникальные

Почему "Хайян" растерзал Филиппины

Мощные циклоны "Святой Иуда" и "Хайян" навели многих на мысль о том, что климат Земли необратимо испортился. Но так ли это на самом деле? Заместитель директора по работе ситуационного центра Гидрометцентра России Юрий Варакин считает, что в возникновении этих циклонов нет ничего необычного. А значит и с климатом Земли пока что все в порядке.

Действительно, на первый взгляд может показаться, что с климатом Земли происходит что-то странное. Не успели жители Северной Европы придти в себя после того, как шторм "Святой Иуда" нанес большой урон населенным пунктам, расположенным на побережье, как новая беда, под названием тайфун "Хайян" обрушил всю свою мощь на Филиппины, Китай и север Вьетнама. Тут уже не обошлось одними лишь разрушениями — буйство стихии привело и к человеческим жертвам, количество которых заставило местные власти объявить этот тайфун самым разрушительным в истории человечества.

Подобные явления вызывают закономерный вопрос — почему они происходят? Закономерно ли подобное буйство стихии, или же эти катаклизмы вызваны необратимыми изменениями климата, причиной которого, возможно, является человеческая деятельность? И если последнее верно, то не следует ли ожидать того, что уже завтра такие стихийные бедствия станут нормой, а человечеству придется изобретать какие-то новые меры, способные обеспечить безопасность жителей регионов, где эти катаклизмы случаются?

Читайте также: Мельница мифов: приметы и погодные аномалии

Обо все этом и о многом другом во время прямого эфира "Что происходит с климатом Земли?" рассказал "Правде.Ру" заместитель директора по работе ситуационного центра Гидрометцентра России Юрий Варакин. По его словам, любой катаклизм сочетает все черты закономерного и уникального. Так что в этом отношении и "Святой Иуда", и совсем не святой "Хайян" не исключения — возникновения их вполне закономерны. Но вот мощнейшая сила этих циклонов, сделавшая их столь разрушительными — явление уникальное.

"Для начала давайте определимся с терминологией" — говорит Юрий Евгеньевич — "И "Святой Иуда", и "Хайян" являются ничем иным, как циклонами, то есть атмосферными возмущениями с пониженным давлением в центре и вихревым движением воздуха. Только "Хайян" это тропический циклон, а "Святой Иуда" — внетропический, в этом-то и разница. Давайте сначала побеседуем про последний — он все-таки был ближе к нам.

Образование таких циклонов в Северной Атлантике весьма характерно для нашего времени года. Оно происходит из-за взаимодействия теплых вод океана с холодным воздухом Арктики — циклоны вообще формируются именно в месте контакта теплых и холодных зон. Кстати, сейчас в этом регионе идет формирование другого мощного циклона — это происходит чуть севернее Исландии. Так что скоро он также пройдется по северной Европе и принесет с собой сильные ветра и обильные осадки.

Как видите, образование "Святого Иуды" — явление вполне закономерное. Необычным была только его мощь — а произошло это из-за того, что давление в центре циклона было несколько ниже, чем обычно. Кроме того, сыграл свою роль и некий случайный фактор — произошла регенерация циклона. А получилось это из-за того, что при подходе "Святого Иуды" к территории Англии и Уэльса произошло столкновения этого циклона с холодным фронтом, который проходил чуть южнее Ирландии. То есть, как видите, — опять столкновения тепла с холодом, в результате чего, уже растерявший было свою мощь "Святой Иуда", снова "воспрянул духом". В итоге на контрасте температур образовался еще один центр циклона, и это привело к обильным осадкам и очень сильным ветрам, которые и вызвали столько разрушений.

Примерно тоже самое можно сказать и про "Хайян" — появление этого тайфуна было вполне закономерным. В этом регионе Тихого океана вообще до середины ноября длится "тайфуноопасный" период. Происходит это потому, что морская вода до этого времени остается очень теплой (не ниже 27 градусов), а с севера уже начинает поступать холодный воздух. Возникает циклон, который, "раскручивая" сам себя, набирает силу и мощь, превращаясь в то, что называют словом "тайфун" (оно, кстати, происходит от китайского "тай фэн", что значит "очень сильный ветер" — ред.). Именно так возник тот самый "Хайян", который принес много бед жителям Восточной Азии.

Но вот огромная сила этого тайфуна действительно, как и в случае со "Святым Иудой", была порождена сочетанием уникальных обстоятельств. Прежде всего, в этом виновато то обстоятельство, что в осенью этого года воды Тихого океана возле Азии были прогреты сильнее, чем обычно. Оно и привело к тому, что возникнув, циклон сразу же набрал большую силу. Ну, а потом он просто шел по тем местам, где был выраженный температурный контраст и становился от этого все сильнее и сильнее. Поэтому-то он и принес столь разрушительные ветры, скорость которых достигала 300 километров в час!

Как видите, оба катаклизма — это сочетание закономерности и случайности. Закономерность проявляется в том, что эти циклоны возникли в тех местах, где вероятность их появления весьма и весьма высока. А случайностью оказалось сочетание различных факторов, действовавших в данном месте в это время. Ведь могло быть и по-другом — например, если бы этот циклон наскочил бы на имевшийся в тех краях блокирующий антициклон, то он бы крутился вокруг него до тех пор, пока бы не выдохся. И не было бы никаких разрушений. А может быть и по другому — один циклон мог бы догнать второй и усилить его — что-то подобное, кстати, произошло и со "Святым Иудой".

Впрочем, хочу подчеркнуть, что никакой климатической аномалии в этом не прослеживается. Да, "Святой Иуда" и "Хайян" — это достаточно редкие явления. Однако смею вас заверить, что подобное бывало и в Северной Атлантике, и в Тихом океане — человечеству известны тайфуны и посильнее "Хайяна". Поэтому делать заключение о том, что все эти циклоны представляют собой свидетельства какого-то глобального изменения климата совершенно некорректно. Кстати, хочу также отметить, что оба мощных шторма были спрогнозированы заранее, и, более того, их маршруты практически на 99 процентов совпали с расчетными, что говорит о том, что они полностью укладываются в наши представления о нынешнем климате Земли.

Ну, а если говорить о климатических изменениях вообще, то, наверное, нужно говорить не о том, что климат необратимо меняется, а о том, что сейчас происходит его разбалансировка. То есть в одних регионах сказывается действия эффектов глобального потепления, а в других — нет. Так, в Арктике лед тает, а в Антарктиде, наоборот, ледовая шапка растет с огромной быстротой. Именно поэтому сейчас нельзя вообще говорить о необратимых изменениях — у нас пока мало информации о тех процессах, что происходят сейчас. Ну и, конечно же, не следует этого опасаться — ведь даже если сейчас что-то и изменяется, эффект будет весьма долговременным, его только наши правнуки на себе почувствуют. Атмосфера и гидросфера — это очень инертные системы, резко они не изменяются никогда.

В заключении отмечу то, что от циклонов есть не только вред, но и польза. Так, тому, что у нас были такой теплый конец октября и начало ноября, мы обязаны именно "Святому Иуде". Этот циклон пригнал впереди себя теплый воздушный фронт, который и задержался над Европейской частью России. Скорее всего, и новый циклон, который сейчас формируется около Исландии, принесет с собой похожую погоду. Поэтому до конца ноября снег у нас вряд ли ляжет".

Читайте также: Метеорологи врут или ошибаются?

Что же, как видите, возникновение мощных циклонов вроде "Святого Иуды" и "Хайяна" — явление вполне закономерное. Оно совсем не является свидетельством того, что климат Земли необратимо испортился. Скорее, эти циклоны говорят о том, что все происходит так, как и должно происходить. А также напоминают людям, что до сих пор они пока очень мало знают о том, как формируется погода на нашей планете…

Читайте самое интересное в рубрике "Наука и техника"

 

Автор Антон Евсеев
Антон Евсеев — зоолог, корреспондент, позже редактор отдела науки Правды.Р *
Обсудить