Американцы с завидным упорством продолжают работы по скрещиванию самолета и вертолета. Конвертоплан "Доблесть" скоро поступит на вооружение в войска США и к 2017 году заменит парк устаревших вертолетов "Черный орел". Основное назначение этой машины — доставка и эвакуация десанта, в другой модификации — нанесение ударов с воздуха.
Мобильность, мобильность и ещё раз мобильность — вот едва ли не самое главное требование к современной армии, потому, что, сколько бы крылатых ракет ты не выпустил, земля противника все ещё не твоя, пока на неё не ступила нога твоего солдата. Однако доставить их на место необходимо быстро, так как время многокилометровых марш-бросков в современных армиях кануло в Лету.
Читайте также: Самолеты обрастут "умной кожей"
Что же, на первый взгляд проблемы вроде бы и нет: есть крупногабаритные многоместные самолеты и есть воздушно-десантные войска, способные с них десантироваться на парашютах, причем за тысячи километров от своего аэродрома. Есть вертолеты, способные не так далеко, но все-таки довольно далеко, перевезти на борту тех, кто прыгать с парашютом не обучен, и… о чем же здесь может ещё идти речь?
Оказывается, главная проблема здесь заключается в том, что как бы ни были хороши ВДВ, вся армия из десантников-парашютистов состоять не может, а, кроме того, парашютный способ десантирования не хорош уже тем, что спрыгнуть с самолета солдат, конечно, сможет. А вот как ему забраться на него обратно, если в том возникла необходимость?
Тяжелые десантные самолеты просто не могут садиться где угодно, им нужен аэродром, в итоге десант может оказаться без поддержки в самое тяжелое для себя время. Вертолеты, напротив, могут садиться где угодно: и на равнине и в горах, могут летать и туда и обратно, доставлять подкрепление, боеприпасы и забирать раненых, однако скорость их относительно невелика, то есть рассчитывая операцию с их применением это необходимо учитывать. Да и расход топлива у вертолета очень уж велик!
Проблему мог решить гибрид самолета с вертолетом, то есть конвертоплан. На протяжении многих лет рисунки этих аппаратов не сходили с обложек таких научно-популярных журналов, как "Попьюлар мекэникс", "Техника-молодежи" и "Попьюлар сайенс", однако реально построить такую машину, чтобы у неё были крылья как у самолета, и поворачивающиеся на концах этих крыльев вертолетные винты, никому и нигде не удавалось. А потом в 1989 году такой аппарат Bell V-22 Osprey ("Скопа") был сначала испытан, а затем и принят на вооружение в США, где этими аппаратами оснащен американский Корпус морской пехоты.
Следует заметить, что разработка этого аппарата продолжалась целых 30 лет, и все это время за проектом тянулся целый шлейф неприятностей — то подтекает гидравлика, то происходят возгорания на борту, то не удается добиться нестабильности в определенных режимах полета. Не обошлась эта программа и без человеческих жертв: в ходе испытаний произошло три крушения, при которых погибло 30 морских пехотинцев. Инженеры раз за разом выявляли и исправляли недостатки в конструкции этого самолета, но у прессы быстро кончилось терпение, и она объявила этот проект настоящим злодейством.
Нападки на самолет достигли пика в 2007 году, когда на обложке журнала Time он был назван "Летающим позором", так что сегодня этот аппарат для многих американцев одновременно и чудо инженерного искусства, и мишень для насмешек. Над ним издеваются и блоггеры, и серьезные политики, но пилоты и военное командование признают, что он произвел революцию в самих представлениях об аэромобильности. Так что в ближайшие годы в войска поступит еще не одна "Скопа".
В тоже время нельзя не заметить, что конвертоплан такого типа действительно очень сложная машина. Внутри крыльев проложены целые километры трубопроводов, по которым подается топливо и гидравлические жидкости, а фюзеляж обладает достаточной прочностью, чтобы выдержать деформацию вызванную весом и вибрацией двух двигателей весом по 437 кг. К тому же лопасти пропеллеров складываются, чтобы его можно было базировать на авианесущих кораблях. Ради облегчения его корпус изготовлен из углепластиков, что современно, но тоже дорого, вот почему никто больше, кроме США, таких аппаратов в армии позволить себе не может.
Читайте также: Космонавтов на Землю доставит… вертолет
Однако и цена в 100 миллионов долларов за одну машину (включая стоимость конструкторских работ) — это отнюдь немало и именно на неё сегодня обращают в США внимание все те, кто громко ратует за сокращение военного бюджета. Учрежденная пару лет назад двухпартийная комиссия по бюджетному дефициту в списке первоочередных пунктов по экономии расходов предложила прекратить производство конвертопланов. Но уже сам факт, что этот конвертоплан вообще как-то выжил в этой кампании по урезанию бюджета, и продолжает использоваться в Афганистане, говорит о том, что среди военных число его сторонников продолжает неуклонно расти.
Подкупает, прежде всего, такой его показатель, как высокая скорость и возможность садиться и взлетать по-вертолетному, что, конечно же, очень удобно для любого военно-транспортного летательного аппарата.
И вот в этих сложных условиях американская компания Bell Helicopter 10 апреля 2013 года представила проект конвертоплана уже третьего поколения, который получил название Bell V-280 Valor ("Доблесть"). Теперь уже в новом конвертоплане заинтересована и армия, причем цель новой разработки к 2030 году создать аппарат, способный заменить парк устаревших вертолетов UH-60 "Черный Орел", так что летающий прототип конвертоплана планируется собрать уже к 2017 году.
Интересно, что признаки, по которым фирма Bell Helicopter произвела деление конвертопланов на первое, второе и третье поколения, не уточняются, хотя сегодня единственным серийным летательным аппаратом этого типа является V-22. Впрочем, вполне вероятно, что именно эту машину компания относит ко второму поколению, а первым считаются опытные машины XV-3 и XV-15, разрабатывавшиеся этой компанией в 1950–1970-х годах.
Согласно данным Bell Helicopter, V-280 сможет совершать полеты на крейсерской скорости в 518,6 километра в час, а боевой радиус действия аппарата составит 926-1481 километр при перегоночной дальности равной 3,9 тысячи километров. Главной особенностью конструкции нового аппарата станет неподвижное размещение самих двигателей: при переходе в самолетный режим полета поворачиваться будут только воздушные винты. Такая конструкция позволит упростить посадку и высадку десанта, а также увеличит угол обстрела из пулеметов, установленных в дверных проемах.
Планируется оснастить "Доблесть" и электро-дистанционной системой управления и с тройным дублированием всех каналов. Он получит также убирающееся шасси, что позволит ещё больше улучшить его аэродинамику, две боковых двери шириной 1,8 метра для быстрой высадки или посадки десанта. Еще одной отличительной чертой машины станет массивное хвостовое оперение V-образной формы, позволяющее стабилизировать полет в самолетном режиме и несколько уменьшить эффективную площадь отражения излучения радаров.
На сегодня представлены две базовые версии перспективного конвертоплана: транспортная и ударная. Первая предназначена для перевозки 11 человек десантников или различных грузов (точная грузоподъемность не уточняется). Ударная версия рассматривается в качестве замены боевым вертолетам AH-64 "Апач". Эта машина сможет нести высокоточное оружие в подвесных контейнерах, а в носовой части на специальной турели разместится пушка.
Читайте также: Быстрота и компактность в одном… вертолете!
"Скопа" также может быть вооружен пулеметами калибра 7,62 и 12,7-мм, а также шестиствольным 7,62-миллиметровым пулеметом в подвесном контейнере, но он не слишком-то приспособлен к тому, чтобы являться ещё и носителем вооружения. Надо заметить, что по мере того, как американские войска насыщаются аппаратами "Скопа", обслуживающий их персонал все более и более обучается работе с ними, а инженеры все больше его совершенствуют. Так что вполне возможно, что новый аппарат будет и впрямь совершеннее своего предыдущего собрата и станет полноценной "рабочей лошадкой" американской армии.
Читайте самое интересное в рубрике "Наука и техника"