Вертолет — не только надежный, но и удобный вид воздушного транспорта для современной деловой жизни. Хотя бы потому, что машине не нужна специальная взлетная полоса, она может сесть буквально на пятачок земли. Однако существует и один недостаток — нет высокой скорости. Как же, сохранив все достоинства этой машины, заставить ее летать быстрее?
Над этой проблемой фирма "Еврокоптер" работала в течение многих лет и вот результат: 7 июня вертолет X3 развил в горизонтальном полете скорость в 272 км/ч, а за несколько дней до этого — 287 км/ч в полете со снижением, установив, таким образом, сразу два неофициальных рекорда скорости среди вертолетов. Испытания новой модели вертолета проводились на юге Франции недалеко от Истра, сам полет длился 40 минут. Рекорд был установлен на высоте около 3 тыс. метров.
Надо заметить, что эти показатели не самые высокие из тех, что были достигнуты среди винтокрылых аппаратов. Еще 21 сентября 1967 года совершил первый полет американский боевой винтокрыл АН-56А "Шайенн", который впоследствии во время испытаний смог разогнаться даже до 407 км/ч. Компания Локхид в тот раз удалось создать комбинированный вертолет-винтокрыл с изящным фюзеляжем, крыльями малого размаха, убирающимся шасси и экипажем из двух человек.
Читайте также: Нановертолет с одной лопастью
Машина была оснащена турбовальным двигателем фирмы Дженерал Электрик Т64-GE-16, который развивал мощность 2927 кВт и вращал при этом сразу три винта: четырехлопастный несущий и два хвостовых — еще один боковой и тоже четырехлопастный рулевой винт и трехлопастный толкающий винт на хвосте машины. В полете аппарат удерживался в воздухе не только за счет несущего винта, но благодаря небольшим крыльям, расположенным по бокам от фюзеляжа.
Горизонтальная тяга создавалась толкающим винтом. В отличие от обычных вертолетов, которые в горизонтальном полете сильно наклоняются вперед при движении на высокой скорости, "Шайенн" мог удерживать горизонтальное положение, тем самым значительно снижая лобовое сопротивление. Уже в начале 1968 года армия США заключила контракт на поставку первых 375 серийных летательных аппаратов. Была собрана и первая партия из 10 машин. Однако технические сложности разработки винтокрыла оказались настолько высоки, что привели к разрыву этого контракта в августе 1972 года.
Позднее самым быстрым серийным вертолетом в мире стал английский "Линкс" компании "Уэстленд". Этот британский многоцелевой военный вертолет впервые взлетел в 1971 году. А в 1986-ом он с доработанным двигателем (мощность увеличена на 40 процентов) и специальными лопастями несущего винта смог разогнаться до 400,87 км/ч. Серийный вертолет, разумеется, не может повторить подобного рекорда, но и он способен развивать скорость в 260 км/ч.
Наконец, в 2010 году рекорд скорости для вертолета был побит экспериментальной моделью вертолета компании "Сикорский Эйркрафт" Х2. Вертолет, построенный в единственном экземпляре, смог достичь скорости 468,6 км/ч, и стал, таким образом, самым скоростным вертолетом в истории авиации. Вертолет имеет два соосных несущих винта, как и известные отечественные вертолеты конструкции КБ Камова, толкающий винт на хвостовой балке, ну и, конечно же, убирающееся шасси. Тем не менее, и он в серию так и не пошел, оставшись всего лишь "испытательной площадкой", не более.
Что же касается Х3, то, по словам Жана-Жака Ферье, вице-президента по инновациям компании "Еврокоптер", данная модель не что иное, как воплощенная в металле концепция дальнемагистрального гибридного вертолета, которую впервые удалось реализовать на практике. Планируется на основе данной машины создать семейство таких вертолетов (массой 5-14 т), которые смогут участвовать в поисково-спасательных операциях, обслуживать удаленные от берега нефтегазовые платформы, а также использоваться в варианте боевого и корпоративного транспорта.
Читайте также: Космонавтов на Землю доставит… вертолет
Конструктивно новый вертолет выглядит более традиционно, чем его предшественники. У него пятилопастный несущий винт, развитое хвостовое оперение с двумя килями без рулевого винта и два тянущих винта на коротких крыльях по обеим сторонам от фюзеляжа. Считается, что эти два боковых пропеллера смогут обеспечивать Х3 горизонтальную тягу, а короткое крыло создаст дополнительную подъемную силу, что на крейсерской скорости поможет разгрузить несущий винт на 40-50 процентов. Соответственно это позволит уменьшить угол атаки его лопастей и разогнать вертолет до рекордных скоростей без увеличения мощности двигателя.
Правда, применение такой гибридной технологии, по словам представителя компании, приведет к 20-25 процентному росту суммарных затрат на приобретение и техническое обслуживание вертолета, но при этом обеспечит ему увеличение крейсерской скорости и дальности полета в половину. Подчеркивается, что в некоторых случаях экономия времени с лихвой перекрывает все дополнительные издержки.
Читайте самое интересное в рубрике "Наука и техника"