Ученые составили алгоритм, позволяющий реконструировать давно потерянные истоки современных языков. Программа берет за основу изменения в звучании слов, которые происходят со временем. Принцип заимствован из эволюционной биологии. Возможно, мы скоро узнаем много нового не только об общих корнях языков, но и о перемещениях народов — их носителей.
Русское "кот" совершенно непохоже на французское "ша" (Chat), тоже обозначающее кота. Однако если вспомнить написание английского "кэт" (cat), общий корень этих слов начинает "проглядывать" более явственно. Другой аналогичный пример: "Джон" не слишком напоминает на древнегреческое "Иоаннес". Однако оба произошли от древнееврейского имени Йоханан, которое означало "Бог милостив" или "милость Божья". На этих примерах хорошо заметно, как "мутируют" некоторые слова из-за особенностей произношения.
Японцы удивятся, узнав, как русские называют их страну. Самоназвание Японии — "Ниххон" или "Ниппон", а "японец" называет сам себя "ниппондзин" ("ниххондзин"). Ну, а нас они назвали бы "россиядзин" — что в принципе напоминает "россиянин", вот только звук "р" в исполнении японца очень похож на наше "д". Так что для русского уха это слово звучало бы скорее как "доссиядзин", хотя в данном случае ясно, что происхождение слов — одно и то же.
Читайте также:Какой язык мира самый сложный?
Труднее вообразить, что общие корни имеют такие слова: kalokalo на Фиджи, на пазехском языке Тайваня — mintol, а для меланау с Борнео — bitén. Но все эти слова восходят к одному корню и означают одно и то же: звезда. А общее слово-предок звучит так: bituqen. Каким образом ученые узнали это?
Группа специалистов из Канады и США разработала компьютерную программу, способную реконструировать давно потерянные корни современных языков. Программа учитывает то, как со временем меняется произношение различных звуков. Раньше ученым приходилось делать это вручную. И снова лингвисты построили алгоритм, позаимствовав принципы эволюционной биологии.
Программа требует ввести несколько слов из соответствующих языков, с указанием их значений, и построить филогенетическое древо, показывающего отношения между языками. Такие деревья лингвисты строят, заимствуя те же приемы эволюционных биологиов-кладистов. По введенным данным, алгоритм автоматически определяет однокоренные слова в разных языках, а затем пытается вывести их общего предка на основании давно замеченных правил: например, если звуки всегда сопряжены, то с течением времени они могут слиться в один. Смысл слова при этом не теряется.
Автор исследования Бушар-Коте и его коллеги тестировали метод на 637 австронезийских языках, в основном на островах Юго-Восточной Азии и Тихого океана — к примеру, в Малайзии, на Филиппинах и в Индонезии. Ранее выполненные "вручную" реконструкции их общего праязыка указывали в качестве прародины данного семейства Тайвань.
Исследователи обнаружили, что автоматическая реконструкция в 85 процентах случаев совпадает с ручной — как например, в случае со словом "звезда", восходящим к общему "bituqen". Ученые признают, что недочеты системы связаны с несовершенством только что написанной программы: компьютер пока обрабатывает не все известные параметры.
"Наша система учитывает лишь часть факторов, принимаемых во внимание лингвистами, поэтому большинство несоответствий связано с несовершенством нашего метода, которые будут исправлены", — говорит Бушар-Коте.
Впрочем, доработка подобной системы — лишь дело времени и мастерства программистов. Алгоритм также использовался для проверки гипотезы об эволюции языков, предложенной в 1955 году. Она гласит, что звуки, играющие смыслоразличительную роль, более устойчивы к изменениям. Обычно в роли таких звуков выступают ударные гласные и согласные, которые при утрате звонкости изменят смысл всего слова ("том" — "дом"). Другие же буквы преспокойно "мутируют" и меняют произношение, но это никого не сбивает с толку.
Читайте также:Вымирающие языки спасут… соцсети
Филологи вывели этот закон эмпирически, но доказать его, сравнив лишь несколько языков, не представлялось возможным. До сих многие специалисты со скептицизмом относились к "гипотезе функциональной нагрузки". Однако компьютерный анализ 637 языков показало, что она верна: смыслоразличительные звуки "держатся" дольше! Разработка программы открывает новые горизонты: возможно, вскоре мы узнаем много нового не только об общих корнях языков, но и о перемещениях народов — их носителей. Ведь ничто так красноречиво не свидетельствует о расселении людей, как их меняющаяся речь.