Для того, чтобы сократить экипажи авианосцев ВМС США и, соответственно, повысить скорость и маневренность кораблей, ученые предложили использовать для транспортировки корабельных боеприпасов специальных роботов-нюхачей. Они смогут распознавать боеприпасы по их запаху. Ну, а поскольку ни питаться, ни спать им не надо, вес корабля сильно уменьшится.
Какая проблема является одной из наиболее важных для современного атомного авианосца или ракетной атомной подводной лодки? Или скажем так: что в достаточно существенно ограничивает их боевой ресурс пребывания в море? Нехватка топлива? Ну нет, конечно! Боеприпасов? Как раз их-то на том самом авианосце запасено с избытком. А вот что действительно сильно ограничивает его время пребывания в море, так это его… "многолюдье".
Экипаж современного авианосца-атомохода составляет несколько тысяч человек, и всех их необходимо накормить, напоить, а еще в обязательном порядке снабдить туалетной бумагой. Вот почему любое сокращение экипажа такого корабля — это благо, позволяющее при всех прочих обстоятельствах увеличить время его пребывания на морских просторах. Но много рук на авианосце не прихоть, а суровая необходимость, связанная с необходимостью обслуживать и многочисленные механизмы самого корабля, и базирующиеся на нем самолеты.
Читайте также: Прилипчивый робот найдет любую мину
Поэтому когда сегодня речь заходит о модернизации авианосцев США, то многие ратуют за перевод большей части его авиации на беспилотные машины — это во-первых. А во-вторых, есть и еще более удивительные предложения — например, создать роботов, которые смогут заменить человека при транспортировке корабельных боеприпасов. При этом выбирать нужную бомбу или ракету, которую нужно доставить на палубу, чтобы подвесить их на самолет, эти роботы будут при помощи специального электронного носа, реагирующего на запах.
Дело в том, что сортировка и подъем на палубу авианосца авиационных боеприпасов — это очень тяжелая работа: тесные помещения, опасные и очень тяжелые авиабомбы и ракеты, бешеный ритм работы, особенно в период боевых действий, поскольку самолеты взлетают и садятся практически непрерывно. Проблему в ВМФ США пытаются решать по-разному — например, там взяли в опытную эксплуатацию несколько экзоскелетов. Однако их применение лишь облегчило работу по подъему тяжестей силами экипажа, но не сократило сам экипаж. Поэтому окончательное решение этого вопроса специалисты видят в создании группы полуавтономных роботов, которые смогут по запаху определить нужный боеприпас, а затем и доставить его к месту подвески на самолет.
Пока же люди, отвечающие на авианосцах за подвоз боеприпасов, по традиции все еще носят красные рубашки, а в боевыхусловиях очень часто имеют точно такие же красные лица, дрожащие от усталости руки, не говоря уже о плохом настроении.
Концептуально этот проект похож на существующие автоматизированные системы доставки боеприпасов, в которых используются оптические сенсоры, способные распознать специальные маркировки на полу и стенах склада. Новые роботы будут, однако, ориентироваться другим способом: с помощью химических маркеров. Этот способ, как считают военные, имеет определенные преимущества. Например, он работает даже в условиях нулевой освещенности и не требует применения токсичных красителей и перекраски палуб в случае перемещения боеприпасов в другое складское помещение. Хотя есть и недостатки: например, пока что трудно сказать, насколько маркеры, содержащие пахучие феромоны, окажутся устойчивыми к ветру, дождю и брызгам морской воды, а также температуре выше 90 градусов по Цельсию.
В конечном счете, ВМС США хотят получить роботов, которые будут полуавтономно (под контролем человека) действовать в составе группы на крупных кораблях боевых кораблях, в первую очередь - на авианосцах. Эти роботы должны будут действовать сообща, как муравьи, поднимать боеприпасы весом до 450 килограммов и транспортировать их с нижних палуб в ангары и на верхнюю палубу.
На авианосцах они будут выбирать нужные боеприпасы в погребах боезапаса ниже ватерлинии, затем поднимать их наверх при помощи нескольких лифтов и складывать бомбы и ракеты на специальном пункте боепитания. Через 20 минут с момента извлечения боеприпаса со стеллажа или нанесения на него пахучего маркера оператором запах должен будет исчезать, чтобы не путать других роботов. В таком режиме они должны будут непрерывно трудиться как минимум неделю, после чего проходить текущее обслуживание.
Точные сроки реализации проекта пока не называются. Отмечается лишь, что, возможно, уже к концу этого десятилетия транспортировкой боеприпасов на борту авианосцев класса "Форд" будут заниматься именно такие роботы. Первый корабль нового класса, авианосец "Джеральд Р. Форд", планируется спустить на воду в 2015 году, и он уже оснащен множеством новейших автоматизированных систем.
Читайте также: Четвероногий робот поможет солдату
При этом численность экипажа авианосца удалось сократить на 1200 моряков, и… вы только себе представьте, насколько меньше им нужно будет запасать в плавание туалетной бумаги и бумажных салфеток! Пока же транспортировкой боеприпасов на авианосцах, как и прежде, занимаются команды в 70-80 моряков, а на перевозку одного контейнера с бомбами требуются усилия не менее трех-шести человек.
Читайте самое интересное в рубрике "Наука и техника"