Недавно этологи из США выяснили, почему собаку (точнее говоря, ее предка) людям удалось приручить, а вот современного волка — нет. Дело в том, что "исследовательский возраст", когда детеныши не боятся окружающего мира и с удовольствием идут на контакт с людьми, у щенков собак, в отличие от волчат, наступает достаточно поздно, когда они уже зрячие.
По поводу предков нашего самого верного четвероногого друга, то есть собаки, в свое время высказывалось много гипотез. Некоторые ученые с самого начала считали ее одомашненным подвидом волка (Canis lupus), другие считали, что все не столь однозначно — в создании некоторых пород могли принять участие шакал (Canis aureus) и красный волк (Cuon alpinus). Например, известный зоолог и этолог Конрад Лоренц был уверен в том, что большинство собак происходит от шакала и лишь некоторые имеют небольшую примесь волчьих генов.
Однако в 1993 году все встало на свои места — проведенный анализ генома собаки и сравнение его с волчьим, а также шакальим и таковым красного волка, показали, что первая точка зрения оказалась верной — генетически собака и волк практически неразличимы. И никаких примесей ДНК других представителей семейства псовых (Canidae) там не наблюдается. Таким образом стало ясно, что собака является никем иным, как одомашненным много тысяч лет назад волком. Именно поэтому по латыни теперь она гордо именуется Canis lupus familiaris, что означает "собака волчья домашняя".
Читайте также: О том, как человек и собака встретились и подружились
Согласно данным молекулярной биологии, этот обыкновенный волк сделался "домашним" не раньше 136 тысяч лет тому назад. Однако данные археологов показывают куда более скромную цифру в 40-36 тысяч лет тому назад — именно такой возраст имеют останки самых древних собак, найденных на человеческих стоянках. Так что, скорее всего, дело обстояло следующим образом — более ста тысяч лет тому назад в Восточной Азии возник подвид волка, представители которого впоследствии были одомашнены и стали незаменимыми помощниками людей в охоте и, возможно, охране жилищ (хотя последнее могло случиться и позже).
Как видите, все это случилось весьма и весьма давно. Но вот что интересно — с тех пор не было ни одной удачной попытки еще раз приручить волка, хотя этот хищник по-прежнему обитает на нашей планете и в некоторых районах живет в непосредственной близости от людей. Большинство попыток воспитать найденного в лесу волчонка заканчивались неудачей — выросший зверь так не становился другом человека, а в ряде случаев даже нападал на своих "приемных родителей". Это давало людям возможность лишний раз убедиться в справедливости известной поговорки: "Сколько волка не корми — все равно в лес глядит".
Но почему же так происходит? Недавно американские этологи из Массачусетского университета в Амхерсте решили разобраться в этом вопросе. Исследователи изучали поведение новорожденных щенков и волчат и сравнивали его. Больше всего ученых интересовал так называемый "исследовательский возраст" детенышей волков и собак — время, когда щенок активно изучает окружающий мир и не пугается того, что ему неизвестно. И интерес биологов можно понять — ведь именно в этом самом "исследовательском возрасте" щенок охотно идет на контакт с людьми и понимает, что ему не надо бояться человека.
В результате ученые выяснили, что щенки собак и волков в процессе развития начинают воспринимать запахи с двухнедельного возраста, звуки — на четвертой неделе жизни, а зрительные образы — на шестой. Но вот "исследовательский возраст" у них наступает в разное время. Детеныши собак начинают активно интересоваться окружающим миром на четвертой неделе, а заканчивают — на восьмой.
У волчат же все это наступает куда раньше: "исследовательский возраст" начинается на второй неделе, когда он еще слеп и глух. Таким образом, он изучает мир в основном по запахам. А заканчивается этот период к пятой неделе, то есть тогда, когда волчонок уже в состоянии воспринимать звуки, но еще не различает зрительных образов. Так что тогда, когда детеныши волка становятся зрячими, они уже воспринимают незнакомые объекты как угрозу.
Именно из-за этого, считают исследователи, волчонок в отличие от щенка собаки вряд ли станет другом человека, когда вырастет. Ведь, как это было сказано выше, только дружеское отношение к человеку, которое установилось во время "исследовательского периода", когда детеныш не воспринимает окружающий мир как опасное место, и остаются у взрослого животного на всю жизнь. Щенок собаки, который в это время уже может не только унюхать, но и услышать и увидеть человека, перестает воспринимать его как опасное животное.
А вот волчонку с этим сложнее — во время "исследовательского возраста" он не видит человека, а в лучшем случае чувствует его запах, ну и, возможно, слышит издаваемые им звуки. Конечно, если человек будет много времени проводить с совсем слепым и глухим детенышем, тогда есть шанс, что впоследствии волчонок будет воспринимать его как свою "маму" и не будет бояться и других представителей рода человеческого (кстати, в тех немногих успешных случаях, когда волков удавалось приручить, "воспитатели" именно так и поступали).
В статье, что была опубликована в журнале Ethology, исследователи отмечают, что перед нами хороший пример того, как разная активность генов влияет на поведение столь близких существ, какими являются волк и собака. Действительно, гены, регулирующие поведенческие реакции щенков, у этих животных одни и те же — просто они включаются в разное время. В результате этого собака может успешно образовывать общую стаю с представителями других видов (и речь идет не только о людях — как мы знаем, собаки могут считать своими и кошек, и крыс, и ягнят, и даже… попугаев), а вот волки лишены данной поведенческой особенности.
Читайте также: Собака никогда не сочтет себя виноватой
Кроме того, теперь становится ясно, каким именно образом человек смог приручить собаку. Скорее всего, древние люди приносили на свои стоянки разных волчат, однако привыкнуть к обществу человека смогли лишь те, у кого по каким-то причинам нормальная активность генов была нарушена и из-за этого наблюдалась задержка в развитии. У таких щенков "исследовательский возраст" наступал позже, и именно поэтому у них были все шансы подружиться с людьми. Впрочем, не исключено, что это отклонение от нормы было свойственно всему южноазиатскому подвиду волков, который давным-давно подарил людям самое бесценное сокровище — собаку…