В США прошли успешные испытания многоцелевого беспилотного летательного аппарата X-47B

Морская авиация становится беспилотной

Недавно в США прошли успешные испытания нового многоцелевого беспилотного летательного аппарата X-47B. Самое интересное заключается в том, что этот аппарат стартовал с берега, а приземлился на палубу авианосца. Таким образом, в истории морской авиации открывается новая глава — X-47B может быстро вытеснить все пилотируемые морские самолеты.

Об успешном испытании первого американского беспилотника X-47B, что прошло 29 ноября этого года, сообщает отдел по связям с общественностью авиационного командования ВМФ США. На первый взгляд, вроде бы ничего особенного — просто испытали ещё один БПЛА. Однако на самом деле это означает, что в истории авиации перевернута ещё одна, причем знаковая страница!

По мнению многих американских авиационных специалистов, многофункциональный палубный истребитель F-35 вполне может стать последним таким самолетом в истории морской авиации США, так как… в дальнейшем развитие корабельных ЛА пойдет исключительно по линии создания беспилотных летательных аппаратов. Насколько это так, покажет время, а пока давайте посмотрим, с чего все это началось и что получилось в результате многолетних усилий американских конструкторов и инженеров.

А было так, что ещё в 1998 году был завершен концептуальный этап исследований в области создания беспилотного ударного летательного аппарата морского базирования UNSA (Unmanned Naval Strike Aircraft), которые проводились по заказу ВМФ США фирмами "Боинг", "Локхид Мартин" и "Нортроп Грумман".

В начале, как водится, появлялись проекты один фантастичнее другого, такие как создание самолета для подводного старта из шахты АПЛ "Трайдент" (и также подводным приемом на борт!). Наконец, фирма "Нортроп Грумман" предложила аппарат, выполненный по схеме "бесхвостка" и, по сути дела, являвшийся уменьшенной копией знаменитого самолета В-2А "Спирит". Внешне он походил на треугольник с обтекаемым горбом в средней части корпуса.

Вслед за этим аппаратом, первый полет которого состоялся в феврале 2003 года с имитацией посадки на палубу корабля, началась разработка Х-47В с размахом крыла 8,5 м. Он имел принципиально иной внешний вид: ромбовидная форма корпуса, дополненного концевыми консолями крыла, была создана для улучшения аэродинамики аппарата. Этот аппарат был способен нести до 1800 кг вооружения на внутренних узлах подвески, несмотря на это он оказался достаточно компактен, чтобы такие аппараты в большом количестве могли быть размещены на современных авианесущих кораблях.

Читайте также: Подводные авианосцы — воплощение старой идеи

Проект Х-47В имел принципиально другой внешний вид по сравнению со своим предшественником. Запуск таких аппаратов планировался электромагнитной катапультой, а их посадка — при помощи обычных тросовых аэрофишинеров.

Первый полет нового аппарата был запланирован на конец 2009 года, однако потом испытания были прерваны из-за несогласованности программного обеспечения самого беспилотника и егоносителя-авианосца. Планировалось приурочить дату первого полета Х-47В к знаменательной дате в истории морской авиации США — посадке пилота Юджина Эли на палубу крейсера "Пенсильвания", которая состоялась 18 января 1911 года. "В тот день, когда мы "поймаем трос", — заявил руководитель программы Скотт Уиншип фирмы "Нортроп Грумман", — морская авиация изменится навсегда".

12 октября 2011 года прошла информация о том, что Х-47В в первый раз совершил испытательный полет в штатном крейсерском режиме, но при этом стартовал и летал с выпущенным шасси, что помешало выполнить проверку его аэродинамических характеристик в полном объеме. Затем проводились летные испытания второго образца, причем есть фотографии, где он разбегается по палубе авианосца.

И вот, наконец-то, Х-47В, получивший название "Пегас", был испытан успешным стартом с наземной паровой катапульты, он совершил свой первый полет уже именно как морской беспилотник, а сел — зацепившись крюком за аэрофишинер. То есть он летает и садится, а дальше его уже можно будет сколько угодно совершенствовать. Считается, что он может прийти на смену чрезвычайно дорогому сложному пилотируемому истребителю F-35. Во всяком случае, контр-адмирал Метт Винтер считает, что новый аппарат в случае принятия его на вооружение полностью изменит концепцию боевого применения авианосцев и серьезно реформирует палубную авиацию.

Теперь главное, считает он, добиться полной интеграции нового БПЛА в систему управления авианосцем на таком уровне, чтобы он смог полностью заменить пилотируемые самолеты. "Ещё 60 лет назад мы не могли предусмотреть того, что мы имеем сейчас, — заявил вице-адмирал Дэвид Данауэй, — но сегодня то, над чем мы работали, наконец-то осуществилось". Самое главное достоинство нового аппарата в том, что он… не имеет пилота! Потому что при полетах над морем физические возможности летчика ограничивают срок нахождения в самолете 10 часами, тогда как для Х-47В такой показатель должен превысить 50 часов!

Всего в ходе первого этапа испытаний Х-47В должен будет совершить около 50 полетов, а в 2013 году планируется приступить уже и к его посадкам на палубу авианосца. Отличительные особенности новой системы оружия — большая дальность полета, возможность дозаправки топливом в воздухе, увеличенная полетная масса и большое разнообразие боевой нагрузки. Одно из требований заказчика, чтобы БПЛА обладал способностью автономного применения оружия по цели, однако санкцию на удар должен дать все-таки его оператор.

Читайте также: Создан БПЛА с вертикальным взлетом

Вслед за наземными испытаниями вскоре последует старт с борта авианосца "Гарри С. Трумэн". И если он пройдет успешно, то уже в следующем году начнется оснащение авианосного флота США многоцелевыми беспилотными летательными аппаратами. Таким образом, в истории морской авиации откроется новая глава…

Читайте самое интересное в рубрике "Наука и техника"

Автор Вячеслав Шпаковский
Вячеслав Шпаковский — журналист, писатель, внештатный корреспондент Правды.Ру
Обсудить