Наши жесты и позы способны сказать намного больше, чем выражение лица

Мимика актера "оживила" древнюю маску

Наши жесты и позы способны сказать намного больше, чем выражение лица, считают ученые. На идею данного исследования ученых натолкнули театральные маски, которые использовали актеры Древней Греции и Восточной Азии. Научно-театральный эксперимент доказал: наш мозг способен "оживить" маску, придав ей соответствующее выражение.

Поза и жесты актера — вот что имеет значение для театральной постановки, а также для человеческого восприятия, утверждает Питер Мейнек, сотрудник Нью-Йоркского университета и по совместительству режиссер. Мейнек провел исследование, находящееся на стыке его основных интересов: театра и науки. Как мы воспринимаем собеседников? Что важнее: смысл сказанных слов, выражение лица, жесты, поза?…

В быту мы привыкли считать, что чаще всего опираемся на смысл сказанного и интонацию, то есть на речь. Однако психологи и нейрофизиологи давно выяснили, что для всей системы нашего восприятия не менее важны движения собеседника: мимика его лица, жесты и поза, а порой и обстановка, в которой происходит разговор.

Читайте также: Мозг троглодита "узнавал" животных

В своей популярной книге "Язык жестов" Алан Пиз рассказывал о том, как меняется наше восприятие сказанного при разной мимике человека. Если на словах ваш собеседник демонстрирует искреннее расположение, но его жесты говорят о неприязни, вы поймете, что вас просто обманывают из вежливости. Когда на деловых переговорах речь идет о сотрудничестве, а вторая сторона демонстрирует закрытые позы, впору заподозрить какой-то подвох.

Есть жесты, с большой долей вероятности свидетельствующие о лжи: обычно это потирание подбородка, брови или рта — наш мозг с трудом умеет лгать, и при попытке озвучить заведомо неправильную информацию мы невольно тянем руки к лицу, словно пытаемся зажать рот сами себе. Важна и обстановка, в которой происходит разговор. Удивительно, но интерьер и пейзаж могут заставить нас по-разному воспринимать смысл сказанного! В результате эксперимента психологов из университета Миссури было выяснено, что близость кладбища заставляет людей вести себя добрее и альтруистичнее (подробнее об этом можно прочесть в статье "Мысли о смерти делают нас добрее").

Питер Мейнек обнаружил, какой удивительной властью над нашим восприятием обладают жесты. Ученый и театрал задумался о том, насколько, казалось бы, нелогично древнегреческим актерам было выступать в масках. В современном театре освещена лишь сцена, чтобы внимание зрителя было сосредоточено на пьесе. Театры в Древней Греции располагались на открытом воздухе, напоминает Мейнек, так что посетителям, к примеру, афинского Театра Диониса на южном склоне Акрополя открывался потрясающий вид на горизонт и здания родного города.

Можно представить, насколько сильно должен был отвлекать пейзаж! Думается, что актерам было бы естественнее выступать без масок: ведь ничто не привлекает внимание так, как сменяющиеся на человеческом лице выражения. Неужели мудрые греки просто не заметили этого факта?

Мейнек решил провести театрально-научный эксперимент. Психологи полагают, что основных эмоций всего шесть: гнев, отвращение, страх, радость, печаль и удивление. В Древней Греции,какизвестно, маски были всего двух видов — одна с неопределенно-расстроенным, другая — со столь же неопределенно-радостным выражением. Ученый и режиссер надел на лицо "расстроенную" маску и по команде зрителей изображал ту или иную эмоцию.

Когда зрители попросили его изобразить страх, Мейнек сделал шаг назад, съежился и в ужасе замахал руками. Очевидцы признавались потом, что, словно по волшебству, маска и впрямь приобрела испуганное выражение. Чтобы изобразить удивление, Мейнек подпрыгнул и покачал головой. Зрители увидели, как маска из расстроенной превратилась в удивленную. И так далее. Единственной эмоцией, которую маска не смогла отразить в полной мере, было раскаяние — по-видимому, это чересчур сложная смесь чувств.

Ученый полагает, что в этом и состояла магия маски: актер оживлял ее при помощи жестов. К тому же при разном наклоне головы новая игра света и тени придавала крупным чертам маски совершенно иное выражение. Лицом, как утверждает Питер Мейнек, такого передать невозможно, поскольку оно выглядит более или менее одинаково под любым углом.

Раскроем и еще один секрет маски. Вглядываясь в ее непроницаемые черты, человек невольно проецирует на нее те эмоции, которые по сюжету предполагаются у героя. Эксперименты показывают, что мозг человека "одушевляет" предметы, которые движутся, как живые существа. К примеру, роботов. Дети, которым предлагали поиграть с роботом, здоровались с механическим аппаратом и даже обнимали его, а также признались, что доверили бы ему свои секреты.

Неподвижную маску, надетую на актера, наш мозг невольно оживляет. Жесты и позы актера "подсказывали", какое выражение должна "принять" маска, а ее крупные черты были хорошо видны с задних рядов. Получается, что древние греки все-таки не прогадали.

Кстати, неподвижные маски использовали не только греки. В театрах Восточной Азии маски также были популярны. Исследователь отметил любопытное отличие афинских масок от дальневосточных. У древнегреческих театральных масок были огромные глаза и рты, но довольно маленькие носы. А вот актеры в Восточной Азии того же исторического периода, напротив, щеголяли огромными носами. Поскольку носы греков вряд ли были меньше, чем у народов Дальнего Востока, Мейнек предполагает, что корни этой особенности скрыты не в этнических различиях.

Современные исследования показали, что представители западной культуры прежде всего обращают внимание на передний план изображения, напоминает он. К примеру, наблюдая за рыбками в аквариуме, они в первую очередь видят передний план, тогда как азиаты — всю сцену целиком. Режиссер и ученый предполагает, что восточные зрители смотрели в центр маски — на нос, но видели при этом все "лицо" целиком. Греки же фокусировали внимание на наиболее важных деталях — губах и глазах.

Читайте также: Красный цвет — главный для человечества

Последняя гипотеза Мейнека, признаться, выглядит несколько натянутой. Однако само исследование человеческого восприятия через театральное искусство — идея интересная и, возможно, весьма перспективная.

Читайте самое интересное в рубрике "Наука и техника"

Автор Яна Филимонова
Яна Филимонова — журналист и психолог, бывший корреспондент Правды.Ру
Обсудить