Китайские военные провели испытания истребителя-невидимки

Китайский невидимка поднялся в небеса

Недавно китайские военные провели испытания истребителя-невидимки, созданного с использованием популярной некогда технологии "стеллс". И хотя они прошли успешно, возникает вопрос — зачем конструкторы из Поднебесной до сих пор используют данную технологию? Ведь неэффективность такой маскировки была уже неоднократно доказана экспериментально. 

Давно известно, что живучесть самолета в бою можно обеспечить не только установив на него броню, продублировав системы управления, и подняв его скорость, но и обеспечив его невидимость, то есть маскировку на фоне земли и неба. Впрочем, нельзя сказать, чтобы именно в авиации маскировке уделялось большое внимание. Например, накануне Великой Отечественной войны советские истребители окрашивались снизу в голубой цвет, сверху в зеленый и такая окраска считалась маскировочной.

Читайте также: Легкий способ превратить авто в танк

Но одного не учли наши военные "конспираторы" — сверху самолет покрывали лаком, так что он блестел словно леденец, и, разумеется, был хорошо заметен. А бомбардировщики СБ вообще красились "серебрянкой". Так что наши потери в самолетах 22 июня 1941 года совсем не удивительны. Опыт боевых действий заставил красить самолеты пятнистым и полосатым камуфляжем с матовой поверхностью, и эта форма защитной окраски стала обыденным средством пассивной защиты.

А вот от вражеских радаров защититься так было нельзя, и тогда англичане придумали свой способ: сбрасывать с самолетов полоски металлической фольги, подбирая ее длину в соответствии с длиной излучения вражеских радаров. Вместо отдельных точек на экране возникало светящееся пятно, что приводило к перенапряжению сил ПВО. Ведь такое облако мог создать и один самолет и несколько сотен!

Но вот как защитить от излучения радара непосредственно сам самолет стало известно лишь около 30 лет назад, когда сотрудники американской разведки наткнулись на статью русского физика Петра Уфимцева. Там говорилось, что самолеты типа "летающее крыло", изготовленные из определенных материалов, с соответствующим образом профилированными поверхностями и также соответственно окрашенные, могут оказаться практически невидимыми для радаров. Статья очень заинтересовала американских военных специалистов, и в США решили построить и испытать такой летательный аппарат.

Ну а возможности для этого у американцев были. Тогда в Пентагоне разрабатывалась программа создания самолетов нового поколения — высотного разведчика и высотного перехватчика, которые планировалось сделать недосягаемыми для средств обнаружения и поражения противника. И вот в середине 1970-х годов прошлого века ВВС США получили первоклассный самолет-разведчик SR-71, который отличали необычная аэродинамическая форма и специальная окраска, сделанные по "рецептам" Уфимцева и снижавшие радиолокационную видимость самолета.

Есть данные, что по самолетам этого типа советские ракетчики вкупе с ракетчиками стран-сателлитов выпустили более тысячи зенитных ракет С-75, однако при этом не один из них так и не был сбит! Окрыленные своим успехом, американцы двинулись дальше и начали разрабатывать новые типы самолетов-невидимок, основанных на идеях русского физика. Проект получил название "стелс" (от английского слова stealth — втихомолку, украдкой).

Однако попытки создать "самолет-полную невидимку" долгое время не имели успеха. Лишь двадцать лет назад США продемонстрировали миру очередное чудо военной технологии, похожий на летучую мышь или корабль инопланетян боевой самолет, причем сразу в двух модификациях истребитель-бомбардировщик F-117 и стратегический бомбардировщик В-2, которые были применены в войне против Ирака. Чуть позже в строй вступил истребитель-невидимка F-22.

Внешне F-117 был похож на летающее крыло с размахом в 13,2 метра. Но кроме специально подобранной формы, вся его конструкция разработана с максимально возможным применением радиопоглощающих материалов, которые снижали уровень отраженных им сигналов. Причем сами они отражаются не обратно, как от обычных поверхностей, а вверх и вниз в узких секторах. С помощью специально сконструированных выхлопных сопел и подвода окружающего воздуха была также значительно снижена и интенсивность инфракрасного излучения реактивной струи двигателей, то есть "тепловым" датчикам противника было бы также затруднительно обнаруживать эти самолеты.

 

У "невидимок" есть даже специальная система связи — лазерная, которую практически невозможно запеленговать. Правда, своими летно-техническими качествами F-117, мягко говоря, не блещет. Фигуры современного высшего пилотажа на нем не сделаешь — такова уж плата за "невидимость" на экране радара!

Однако вся технология "стелс" была рассчитана на применение противником локаторов сантиметрового диапазона, для которых эти самолеты-"невидимки" действительно являются малозаметными. Но следует заметить, что в России, да и у войск ПВО других стран сегодня есть локаторы метрового диапазона, для которых неважно "стелс" это или обычный самолет. Известие о невидимости всех этих самолетов всего лишь для одного типа локаторов вызвало настоящий скандал в правительстве США. Ведь на разработку самолетов-невидимок были затрачены миллиарды долларов, а оказалось, что их эффективность в бою может быть даже ниже, чем у даже старых машин.

Впрочем, похоже эту проблему осознали военные ведомства далеко не всех стран. Так, недавно средства массовой информации сообщили о том, что в небо успешно поднялся прототип нового китайского истребителя J-31, разработанный компанией AVIC Shenyang Aircraft Corporation. Его полет состоялся 31 октября 2012 года, длился около 10 минут и закончился успешной посадкой. И поскольку сегодня очень многие об этом говорят, есть смысл рассмотреть этот самолет поподробнее.

J-31 (J-21/F-60) — второй китайский истребитель выполненный по технологии стелс. Он был разработан в рекордные сроки — за 19 месяцев и, в отличие от J-20, J-31 меньше по размерам, видимо, дешевле J-20 и может стать очень популярным на рынке вооружения. При этом китайские авиаконструкторы не постеснялись заимствовать тщательно проработанные американские дизайнерские решения, проверенные на истребителях пятого поколения F-22 и F-35.

Эксперты отмечают, что крылья, носовой обтекатель, воздухозаборники и фонарь кабины J-31 практически полностью повторяют очертания аналогичных частей вышеназванных американских самолетов. И это, скорее всего, связано не столько с похожими требованиями к авиации одного назначения, сколько с успехами китайских разведчиков. В частности, в 2009 году в США уже был скандал, связанный с кражей чертежей у шести американских аэрокосмических субподрядчиков, в том числе занимающихся разработкой истребителя F-35.

Пока получается так, что китайский истребитель на международном рынке вооружений будет конкурировать не со сложным и дорогим F-35, а с более простыми и дешевыми модификациями российских самолетов Су-27 и МИГ-29, а также импортными истребителями четвертого поколения. В настоящее время китайцы имеют достаточно современное электронное оборудование, включая и радиолокационные станции с фазированной антенной решеткой.

Сложнее дело обстоит с современными реактивными двигателями китайской разработки, хотя некоторые успехи в создании собственных двигателей с цифровым управлением у Китая уже есть. На этом самолете их тоже два, и скорее всего, это либо российские двигатели РД-93, которые Китай закупал в России, или их китайская копия WS-13. J-31 имеет размах крыльев приблизительно 11,5 метра, то есть он меньше американского F-22 и в силу этого отличается еще и меньшей визуальной заметностью.

Итак, на рынке вооружений это "китайское чудо" может иметь определенный коммерческий успех, но вот реальная боевая ценность подобных самолетов сегодня сомнительна. Увеличение спутников на орбитах вокруг Земли позволяет с легкостью обнаруживать любое количество самолетов любого типа из космоса и, соответственно, наводить на них свою собственную авиацию для противодействия самолетам-невидимкам.

Читайте также: Оставит всех без света крылатая ракета

В заключении хочу заметить, что опыт SR-71 убедительно показывает, что именно высокая скорость и большая высота являются лучшими средствами защиты для любого современного боевого ЛА, а вовсе не какая-нибудь военная экзотика, к тому же уже порядком вышедшая из моды!

Читайте самое интересное в рубрике "Наука и техника"

Автор Вячеслав Шпаковский
Вячеслав Шпаковский — журналист, писатель, внештатный корреспондент Правды.Ру
Темы китай
Обсудить