Загадочная гибель экспедиции Роберта Скотта на обратном пути от Южного полюса до сих пор не дает покоя исследователям. Почему отряд все-таки не дошел до склада с продовольствием, ведь весь маршрут был точно рассчитан? Некоторые предполагают, что катастрофа произошла потому, что полярный исследователь подобрал себе ни на что не годных помощников.
В последнее время стало появляться все больше книг, авторы которых рассказывают о прежде замалчиваемых проблемах экспедиции к Южному полюсу. Полярный исследователь Роберт Фалкон Скотт (Robert Falcon Scott) не просто скверно подготовился к штурму Антарктиды, где нашел свою погибель, но и крупно просчитался в выборе спутников. Крис Тёрни (Chris Turney) из сиднейского университета Нового Южного Уэльса (New South Wales), опираясь на обнаруженные им архивные материалы, убежден, что Скотт пал жертвой излишней доверчивости, особенно по отношению к своему заместителю Тедди Эвансу (Teddy Evans).
Свои соображения историк изложил в недавно опубликованной книге 1912: The year the world discovered Antarctica - "1912 год, когда мир открыл Антарктику", сообщает веб-ресурс NewScientist.
На пути к Южному полюсу капитан Скотт и члены его экспедиции устраивали небольшие склады продовольствия и топлива, чтобы обеспечить себе обратную дорогу. К сожалению, возвращаясь, путешественники порой сталкивались с тем, что запасы на некоторых таких стоянках весьма скудны. Большинство нынешних исследователей видят в этом главную причину гибели полярной экспедиции Скотта весной 1912 года. Роберт Скотт и три его товарища погибли от голода и истощения на обратном пути. Они не дошли всего 18 километров до склада с продовольствием, который почти наверняка гарантировал бы им выживание.
Читайте также: Погибшие с судна, о котором писали фантасты
На архивных полках Тёрни разыскал два отчета президента Королевского географического общества Великобритании Джорджа Кёрзона (George Curzon) о его встречах со вдовами Роберта Скотта и Эдварда Уилсона, состоявшихся в апреле 1913 года. На первой встрече Кэтлин Скотт заметила, что в дневнике ее мужа есть записи, в которых он жалуется на нехватку продовольствия и отсутствие благоразумия у его спутников. В свою очередь Ориана Уилсон (Oriana Wilson) также упомянула "необъяснимую" нехватку продовольствия, отмеченную в дневнике ее супруга. Кёрзон подчеркнул, что она была полна решимости сохранить это обстоятельство в тайне.
По мнению историка, Уилсон упоминает о том складе, которого Скотт и остававшиеся в живых полярники достигли 24 февраля 1912 года. В опубликованной версии дневника о нехватке не упоминается, но Тёрни обратил внимание, что записи делались карандашом и в оригинале, довольно плотно исписанном, имеются многочисленные пробелы. Возможно, Ориана стерла часть текста. Наиболее вероятным виновником дефицита продуктов следует считать заместителя Скотта, силача и любителя анекдотов Тедди Эванса. Вместе с двумя другими участниками экспедиции Скотт не включил его в команду, которой предстояло совершить финальный 200-километровый бросок к полюсу.
Еще во время погрузки в Новой Зеладии на судно Эванс, будучи мертвецки пьяным, угодил в воду, за что его чуть не отчислили из штата экспедиции. О своем заместителе капитан Скотт был высокого мнения: "Эдгар Эванс — работник-богатырь с поистине замечательной головой. Только теперь я осознал, сколь многим ему обязан. Он несет ответственность за каждые сани и санное снаряжение, за палатки, спальные мешки, упряжь, и я не помню, чтоб кто-либо хоть раз выразил неудовольствие по поводу всего этого снаряжения. Это показывает, какой он неоценимый помощник мне".
Однако Эванс заболел цингой и спутникам пришлось тащить его на санях. Возвращаясь, они брали себе со складов больше, чем следовало. А раз Эванс был над ними старшим, то его и следует винить, считает историк. Скорее всего, Кёрзон узнал правду, но решил промолчать. Капитан Скотт и все его спутники были объявлены героями. Обвинить кого-то из них было уже немыслимо.
Любопытно, что в записи Скотта от того же 24 февраля ни слова нет о нехватке продовольствия — сказано лишь об отсутствии горючего. Тёрни объясняет это тем, что Скотта отвлек совершенно неожиданный дефицит топлива на складе (банки не были запечатаны должным образом, и керосин испарился). Кроме того, он еще не оправился от приключившейся смерти Эдгара Эванса, которая, по словам Скотта "оставила отряд в расстройстве". Только три дня спустя Скотт напишет, что у них меньше продовольствия, чем они рассчитывали.
Читайте также: "Терра Нову" сгубила некомпетентность
Роланд Хантфорд (Roland Huntford), автор двух биографий — Скотта и Руаля Амундсена, считает, что предложенная его коллегой версия не противоречит бестолковости, сопутствовавшей полярной экспедиции, но сам он не готов взваливать вину на Эванса. Склады были настолько плохо организованы, что Эванс и его люди, скорее всего, просто не смогли взять в толк, сколько им причитается. "Вся вина в скверной организации лежит на Скотте", — уверен Хантфорд.
Читайте самое интересное в рубрике "Наука и техника"