Американские специалисты разработали интересный сверхзвуковой самолет, который, по их мнению, будет лишен всех недостатков предыдущим аэропланов этого класса. Внешний вид его весьма необычен — машина похожа на четырехлучевой сюрикэн — знаменитое оружие японских убийц-синоби. Однако полет в этом самолете должен быть весьма удобен и безопасен.
Почему самолеты летают известно, наверно, каждому — потому, что у них есть крылья! А вот сколько их и какие они, зависит от многих причин. Первый самолет — если начать наш отсчет с самолета Можайского — был монопланом, то есть самолетом, имеющим всего одно крыло. "Флайер" братьев Райт был бипланом, то есть имел пару крыльев, а вот знаменитый "красный барон" фон Рихтгофен в годы Первой мировой войны так и вовсе летал на самолете-триплане — и все только лишь потому, что правило тут действует одно — чем больше у самолета плоскостей, тем выше у него подъемная сила.
Но… тут возникает сразу несколько проблем. Подъемная сила это, конечно же, хорошо. Но и сопротивление воздуха с увеличением количества крыльев тоже увеличивается, а это значит, что тому же биплану с тем же самым мотором, что и у моноплана, никогда последний не догнать!
Еще больше проблем у самолета не просто скоростного, а сверхзвукового. Для посадки на аэродром ему желательно иметь прямое крыло большой площади, а вот для полета на сверхзвуке — совсем маленькое, так, чтобы обладающий им аэроплан походил бы на наконечник стрелы. Попытку "запрячь в повозку коня и трепетную лань" конструкторы предприняли давно, создав самолет с крылом изменяемой геометрии, и это у них, в общем-то, получилось, вот только такие самолеты возят на себе всю механику для изменения геометрии крыла — по сути дела совершенно лишний груз. Ну, а сама их конструкция становится в силу этого и значительно сложнее, и дороже!
Читайте также: Войну в Афганистане завершат… дирижабли
Как сделать так, чтобы у одного и того же самолета крыло могло работать и на дозвуковых, и на сверхзвуковых скоростях, пытались придумать очень многие, однако получилось — по крайней мере на уровне идеи, — это лишь только у одного: профессора Жэ Чжи Чена из Университета Майами. Как сообщает агентство Daily Mail Reporter, он не просто это придумал и где надо об этом написал. NASA уже утвердило бюджет на исследование предложенного им летательного аппарата, и это ни много ни мало, а 100 миллионов долларов!
Внешне новый сверхзвуковик напоминает четырехконечную звезду с попарно симметричными лучами. Два луча длинных, два коротких, в то время как два реактивных двигателя находятся у этого самолета в самом центре корпуса, то есть… у него "на спине"! Как мы уже отмечали, очень желательно, чтобы при взлете и посадке они были широкие и большие,адлямаксимальной скорости при полете со сверхзвуковой скоростью наоборот, маленькие. И вот как раз сегодня решение этой серьезной проблемы найдено, хотя и получилось оно весьма и весьма необычным.
По сути дела, новый самолет — это самолет-крыло, причем в данном случае их у него не два, а сразу четыре: два длинных и два коротких, причем все четыре крыла одновременно являются и его корпусом. Взлетает самолет так, чтобы набегающему потоку воздуха было бы подставлено крыло самого большого удлинения и, следовательно, обладающее максимальной подъемной силой. Но набрав скорость, он должен будет всем своим корпусом развернуться на 90 градусов, при это длинные крылья у него встанут вдоль по направлению полета, а вот короткие и скоростные — поперек!
Самое интересное, что поворачиваться при этом будет именно сам самолет, а вот его двигатели будут при этом продолжать смотреть все туда же, куда он и летит, то есть, как и раньше на взлете - строго по курсу! Расчеты показывают, что добиться этого можно, сделав концы длинных крыльев отгибающимися вверх наподобие закрылков. При посадке они будут отгибаться вверх, однако едва лишь только они выпрямятся, как самолет сам, без какого-либо дополнительного механического оборудования, начнет поворачиваться на 90 градусов.
Своей формой новый самолет напоминает звездочку знаменитых японских ниндзя, которая, кстати говоря, обладает отличным балансом и значительной подъемной силой. Конечно, это непривычно: смотреть на то, как при таком повороте нос и хвост превращаются в крылья, а посадочные крылья становятся носом и хвостом (разумеется, для этого потребуется кабина с поворотным местом пилота), однако выгоды от такого устройства очевидны.
Новый самолет сможет развивать скорость от 1900 до 2400 километров в час, что позволит совершать перелет из Нью-Йорка в Лос-Анджелес менее чем за два часа, а из Нью-Йорка в Токио — всего пять часов вместо 15-ти. Также во время перехода на сверхзвуковую скорость не будет слышно характерного для таких летательных аппаратов "хлопка", а это значит, что такой самолет сможет летать намного ниже, чем другие сверхзвуковые самолеты. Пассажировместимость планируется на уровне до 70 человек, что, в принципе, для такого лайнера будет вполне достаточно.
Читайте также:В космос можно будет летать из аэропорта
Ученый признает, что прежде чем новый самолет увидит свет, предстоит еще много поработать, однако игра стоит свеч. Во всяком случае, концепцией уже заинтересовались в NASA и даже выделили деньги на начальный этап разработок. Он включает в себя доведение модели до ума, анализ экономической целесообразности и выполнимости проекта. А затем настанет черед тестирования модели самолета в аэродинамической трубе.
Читайте самое интересное в рубрике "Наука и техника"