Волны акций протеста, которые прокатились по большинству стран мира в этом году, заставили ученых заняться разработкой устройств, которые помогали бы полиции разгонять участников массовых беспорядков, но при этом причинять их здоровью минимальный вред. В этой статье "Правда. Ру" рассказывает о последних достижениях в данной области. Но при этом…
… сначала я хочу заметить, что было бы ошибочно трактовать данные разработки как новый способ подавления "народного недовольства" вконец "зажравшейся" властью. Никто не отнимает у людей право устраивать протестные митинги, если они недовольны какими-то действиями властей — наоборот, это право признается во всех демократических государствах. Речь идет лишь о средствах, которые могут предотвратить превращение мирного митинга в кровавый погром.
Здесь следует сказать о том, что в мире до сих пор бытует одно из заблуждений, созданных интеллигенцией прошлого (да и позапрошлого) века — что взрослый нормальный человек (в смысле, не имеющий отклонений в психическом развитии), всегда способен контролировать свои поступки. Интересно, что этот миф не развеяло даже открытие психологами ХХ века такой области нашей психики, как подсознание (его в принципе никто не может контролировать, но оно также влияет на наши поступки). Однако мы сейчас не о нем, а о том, что любой митинг легко превращается в погром, даже если в нем участвуют нормальные взрослые люди, которые пришли туда вовсе не имея намерения что-то крушить.
Дело в том, что на любом митинге, демонстрации и прочей массовой акции (хоть рок-концерте на стадионе) люди с самого начала подвергаются сильному стрессу. Хотя бы потому, что их там много и они находятся близко друг к другу, практически не разделенные никакими границами (так что концерт, например, классической музыки, здесь в качестве примера не подойдет — людей там тоже много, но каждый сидит в своем кресле, а это уже какие-то четкие границы).
Это и приводит к стрессу, ибо, как доказали этологи еще в середине прошлого века, для каждой особи вида Homo sapiens ситуация, когда вокруг слишком много ему подобных, является катастрофической — на уровне подсознания это действует как сигнал: "слишком много особей — значит, будет мало еды". А громкое скандирование лозунгов (громкие звуки подсознание всегда воспринимает, как предвестник опасности) и вид полицейских с дубинками и щитами, маячащими где-то на периферии (подсознание трактует их как хищников), только усиливает стресс.
Итак, люди участвующие в любой массовой акции, всегда испытывают сильный стресс от самого процесса, вне зависимости, что это за акция. А поскольку он достаточно сильный, то происходит интересная вещь — под воздействием различных веществ, выделяющихся при стрессовой реакции (например, адреналина) в мозге "отключаются" многие нервные цепочки и центры, определяющие индивидуальную реакцию организма. То есть, выражаясь языком психологов, происходит "растворение индивидуальности".
Читайте также:О том, как собака стала "полицейским"
Взамен же включаются те центры, которые запускают то, что в народе называют "стадное чувство" (психологи называют это "суггестивный эффект толпы"). Многие из них расположены даже не в коре головного мозга, а ниже, в гиппокампе (древней коре млекопитающих) — а все процессы, проходящие в этом отделе, человек вообще не может контролировать, это самое глубокое подсознание. В итоге взрослый нормальный человек, отвечающий за свои поступки, просто исчезает, а взамен появляется некая совсем неразумная обезьяноподобная особь, действующая так, как действует вся толпа (то есть индивид превращается в часть системы, и его поведение с этого момента определяется исключительно поведением самой системы).
Конечно, некоторые люди могут осознать сам процесс перехода из одного состояния в другое и сделать единственно правильный выбор в данный момент — просто выбраться из толпы и отойти подальше. Поскольку, если оказаться вне зоны сильного стресса, все эти "обратные эволюционные процессы сознания" прекращаются, и человек снова становится собой — взрослым, разумным, адекватным и контролирующим свое поведение (то есть "личность возвращается").
Но таких всегда немного. А остальные даже не замечают, как поддаются "стадному чувству" — процесс переключения может быть достаточно долгим, но сам переход всегда мгновенный.
Если говорить по справедливости, то это свойства человека не является совсем уж плохим — оно не зря выработалось в процессе эволюции, поскольку в древности не раз спасало стада первобытных людей от уничтожения. В некоторых катастрофических ситуациях (например, при пожаре в саванне) нужно, что бы все члены стаи действовали как единое целое, а их индивидуальное поведение было бы подавлено (то есть, грубо говоря, нужно что бы все бежали в одну сторону, а не занимались своим индивидуальным спасением).
Однако, к сожалению, этот механизм запускается фактически при любом сильном стрессе, вне зависимости от того, грозит ли ситуация гибелью всем или нет. На митингах это приводит к катастрофическим последствиям — достаточно одному из участников что-то (пусть даже случайно) сломать, так и все остальные начинают заниматься тем же. А это уже — тот самый погром. Который исходно к целям и задачам митинга не имел никакого отношения.
Тем не менее, все полицейские прекрасно знают, как остановить его — нужно сделать так, что бы толпа вновь распалась на личности. А для этого достаточно применить короткое, но сильное шоковое воздействие, которое будет для всех присутствующих неожиданным (вроде пощечины, с помощью которой можно прекратить истерику). Однако, как показывает опыт, стандартные средства вроде слезоточивого газа, водометов, резиновых пуль уже не столь эффективны, как прежде -люди успели привыкнуть к тому, что их часто применяют при разгоне митингов и демонстраций и поэтому внутренне готовы к этому еще перед тем, как полицейские пустят их в ход. То есть эффект неожиданности пропадает. Именно поэтому-то и приходится ученым изобретать все новые и новые средства "возвращения личности".
И вот недавно британские инженеры из компании Photonic Security Systems, предложили использовать интересную портативную установку SMU 100, внешне похожую на автоматическую винтовку. В основе ее лежит лазерный излучатель, способный генерировать расширяющийся луч, который на определенном расстоянии приобретает большой диаметр. В данном случае он составляет четыре метра на максимальной дистанции в полкилометра, но эти параметры можно при желании изменить.
Интересно, что сначала эту установку разрабатывали для моряков, которые с ее помощью могли бы отпугнуть приближающихся к судну пиратов. Однако, как выяснилось, при массовых беспорядках ее тоже можно использовать. Эксперименты показали, что степень ослепления, которое временно создает SMU 100, сравнивается с эффектом прямого взгляда на солнце в яркий летний день. По словам главного создателя лазера, бывшего офицера Королевской морской пехоты Пола Керра: "эта система дает в руки полиции средство визуального сдерживания и защиты… нельзя напасть на что-то, пока ты не увидишь его". А психологи утверждают, что яркая вспышка, которую увидит толпа, как раз и обеспечит шокотерапию, которая позволит людям вновь стать самими собой.
Правда, пока нет однозначного заключения офтальмологов по поводу того, может ли вспышка, генерируемая SMU 100 причинить вред глазам (в частности, повредить сетчатку). Да и испытания еще не закончены. Однако разработчики утверждают, что если все пройдет успешно, то в дальнейшем на основе SMU 100 можно будет разработать более компактные средства индивидуальной защиты от грабителей — этакие лазерные пистолеты, которые будут на короткое время ослеплять бандита, давая жертве возможность скрыться.
Однако недостатки SMU 100 видны уже сейчас — она не подействует на людей, носящих очки с сильно затемненными стеклами (вроде тех, которыми пользуются при электросварке). И хотя сейчас в таких очках на митинги даже сварщики не ходят, однако в принципе способ защиты от этой шокотерапии уже есть. Поэтому, видимо, нужны еще какие-то "шокеры", от действия которых митингующим будет сложнее защититься.
И такие уже имеются — американская компания Raytheon уже давно разработала полицейский щит со встроенным в него акустическим излучателем. Причем он генерирует не трудновыносимый высокочастотный шум (как это делают многие охранные системы) а звуковые волны на низких частотах. Они попадают в резонанс с нашим дыхательным аппаратом и затрудняют дыхание. Испытания показали, что нападающий, подвергшейся такому воздействию, может испытывать целую гамму ощущений, от легкого дискомфорта до "временной недееспособности" (то есть обморока).
Разработчики уже признают, что главный недостатком подобных устройств является сравнительно невысокая дальность действия — установлено, что сила воздействия постепенно снижается при увеличении расстояния. А на дистанции свыше двадцати метров эффект пропадает совсем. Но в то же время специалисты из Raytheon предлагают компенсировать этот недостаток созданием совокупной звуковой "лавины" — если полицейское подразделение построиться выгнутым полумесяцем с сомкнутыми щитами, то этот маневр значительно увеличит зону охвата. Управление устройствами в данном случае (синхронность включения и выключения) может осуществляться с командирского щита.
Читайте также: Лазер, мыши и растения против террористов
Впрочем, и в данном случае насчет опасности для здоровья людей разработчики пока ничего не говорят. А ведь низкочастотные шумы вполне могут причинить вред людям, страдающим астмой и другими дыхательными заболеваниями, а также тем, у кого проблемы с сердцем. Однако такие-то как раз на митинги ходят редко, ибо подобные недуги в принципе обостряет любой стресс.
Итак, как видите, средства приведение толпы в чувство, или, как выражаются специалисты, "оружие нелетального действия" тоже постоянно совершенствуется. И тем, кто любит принимать участие в массовых акциях, следует помнить об этом…