Свитки Мертвого моря или Кумранские рукописи, среди которых библейские тексты и апокрифы, сакральные гимны, уникальный солнечный календарь, а также литература, относящаяся к жизни общины, были созданы иудейской сектой ессеев в окрестностях Кумрана, а не привезены беженцами из захваченного римлянами Иерусалима. К такому выводу пришли израильские специалисты после исследования особенностей тканей, в которых хранились документы.
Последние исследования подтверждают скорее версию об авторстве ессеев, проживавших в Кумране, на берегу Мертвого моря. О происхождении свитков, состоящих из примерно 900 текстов, найденных в пещерах Кумрана, вади Мурабба'ат (южнее Кумрана), в Хирбет-Мирде (к юго-западу от Кумрана), а также в ряде других пещер Иудейской пустыни и в горной крепости Массада, на протяжении полувека ведутся горячие споры. Одни ученые приписывают их ессеям, другие полагают, что рукописи принадлежали беженцам из разрушенного римлянами в 70 году Иерусалима.
Основными источниками информации о ессеях служат античные авторы Филон Александрийский (Quod omnis probus liber sit (дискуссия стоиков о свободе человека), около 20 года нашей эры), Плиний Старший ("Естественная история" (Naturalis Historia), около 77 года нашей эры) и еврейский историк Иосиф Флавий ("Иудейские древности", "Иудейские войны", написанные в 69-94 годах нашей эры). Современные историки однако так и не решили, были ли ессеи единой отколовшейся от иудаизма сектой, чьи доктрины и обряды изменялись с течением времени, либо группой сект, значительно различавшихся своими верованиями и правилами поведения.
Читайте также: Доколумбовая Америка не поддается переводу
Спорным также остается и происхождение самого слова "ессеи". Филон Александрийский писал, что hosio - означает святой. Такого же мнения придерживался и Иосиф Флавий. С лингвистической точки зрения, исходное греческое слово ближе к понятию "живущие по естественным законам".
Куратор отдела органических материалов Министерства древностей Израиля Орит Шамир (Orit Shamir) и аспирант израильского университета Бар-Илан Наама Сукеник (Naama Sukenik) занимались сравнением образцов льняной ткани, обнаруженными в 11 пещерах Кумрана, со свитками того же исторического периода, найденных в других частях Израиля. О результатах проделанной ими работы они выступили со статьей, опубликованной в журнале Dead Sea Discoveries.
Еще в 2007 году предшественники авторов нынешнего исследования выяснили, что образцы раскрашенной шерстяной ткани, обнаруженные в пещере к югу от Кумрана, известной как Рождественская пещера, не имеют отношения к обитателям этих мест, поэтому Шамир и Сукеник сосредоточили свое внимание как на свитках Мертвого моря, так и на образцах ткани, в которую те были обернуты для хранения в кувшинах.
Ткань, в которую были обернуты предназначенные для хранения свитки, изготовлена из льна, а не из имевшей гораздо большее распространение в древней Иудее шерсти. Более того, на тканях отсутствуют элементы декоративной отделки, а некоторые ткани просто отбелены, хотя текстильные изделия в ту эпоху отличались яркостью расцветок. Иосиф Флавий описывает белые одеяния у ессеев, при этом историк ни словом не обмолвился о материале, из которого изготавливалась их одежда. Отмечая привычку ессеев к уходу за своим телом, Иосиф писал, что они ведут себя как дети, которые боятся получить нагоняй от старших, и не меняют одежду или обувь до тех пор, пока та не истлеет или не порвется.
Льняная ткань могла использоваться для изготовления одежды, которую затем разрезали на бинты, или она шла на упаковочный материал. Исследователи обратили внимание, что вся одежда, кроме одного фрагмента, была относительно новой, что говорило о довольно высоком уровне жизни аборигенов. Ткани, обнаруженные в так называемой пещере Письмен, которую использовали как оборонительный пункт в войне против Рима, наоборот, практически все покрыты заплатами.
Найденные здесь монеты, произведения из стекла и керамики подтверждают версию о том, что эти места населяли обеспеченные люди, существовавшие за счет торговых связей. Помимо керамических изделий, источниками дохода для них являлись продукция животноводства и пчеловодства.
Французский монах-доминиканец отец Ролан де Во (Roland de Vaux), занимавшийся здесь раскопками в 1950-х годах, одним из первых указал, что членами Кумранской общины были ессеи. Ученый священник исходил из наличия в этой местности баптистериев для крещения адептов, скриптория, где переписывались свитки, и кладбища.
Израильские археологи Ицхак Маген (Yitzhak Magen) и Юваль Пелег (Yuval Peleg) позднее на основании своих раскопок доказали, что в этих пещерах едва ли могли разместиться более нескольких десятков человек. Точка зрения этих ученых заключалась в том, что Кумран, впервые упомянутый около 100 года до нашей эры как военный форпост иудейского царства Хасмонеев, после захвата Иудеи римлянами в 63 году до нашей эры оказался покинутым, но потом там поселились гончары.
Шамир полагает, что беженцы похватали бы что попало, и этим "что попало" была бы шерстяная ткань как самая распространенная. Пелег парирует это простым образом: беженцы взяли свитки уже завернутыми в лен, который до того как стать упаковкой, служил одеждой священников.
Профессор из университета штата Айова Роберт Каргилл (Robert Cargill), сообщает интернет-издание LiveScience, признает, что Кумранскую общину составляли представители некой религиозной секты, что доказывает, например, наличие здесь миквы для омовений, но отличавшейся от иудаизма, поскольку у них был свой солнечный календарь, а не традиционный иудейский, основанный на лунных циклах; для ритуальных целей они пользовались керамикой собственного изготовления и разводили животных для жертвоприношения. По свидетельству Филона, ессеи отличались от других течений иудаизма тем, что у них не существовало культа жертвоприношений животных. Из сказанного совсем не следует, что в Кумране жили ессеи, тем более, что они составляли свои свитки. Они могли обернуть льняной тканью рукописи, принесенные из разоренного Иерусалима другими беженцами.
Свитки не могли быть спрятаны в пещере беженцами из Иерусалима, говорят авторы нового исследования, иначе бы среди льняных тканей должна была оказаться шерсть, тем более ее нашли в одеждах беженцев из пещеры Письмен. Оппоненты же утверждают, что лен специально выбрали для хранения сакральных текстов. Последним аргументом авторов вновь возрожденной гипотезы о ессеях стало гендерное замечание: ткачеством занимались как женщины, так и мужчины, а прядение — исключительно женское занятие. На основании того, что найденные ткани были сделаны таким способом. Но в античных источниках говорится: ессеи жили без женщин, подобно монахам. Их число не уменьшалось лишь благодаря притоку беженцев.
Читайте также: Расшифрован язык царицы Савской
Так что, как видите, давняя дискуссия пока что далека от завершения. Однако благодаря ей археологи находят все новые и новые артефакты, проливающие свет на жизнь таинственной общины, члены которой, по мнению многих историков, были предшественниками христиан…
Читайте самое интересное в рубрике "Наука и техника"