Биологи изучали популяцию темного групера по античным мозаикам

Древняя мозаика спасет рыбалку

Биологи использовали оригинальный метод для того, чтобы узнать, каково было состояние популяции исчезающего ныне темного групера. Они изучили античные мозаики и росписи, на которых была изображена рыбная ловля. В итоге выяснилось, что в те далекие времена и груперы были крупнее, и жили они на мелководье, да и численность их была выше.

В Средиземном море с древнейших времен водится каменный окунь, представляющий собой лакомое блюдо для гурманов. Неограниченный лов привел к почти полному истреблению этого вида. Восстановлению его популяции может помочь, как ни странно, искусство античной мозаики.

Каменный окунь, более точно называемый темным групером (Epinephelus marginatus), — это рыба, которая водится в Атлантике и Средиземном море на скалистом грунте и рифах рядом с береговой линией, где питается в основном моллюсками, ракообразными, небольшими осьминогами и рыбами меньших размеров. Как правило, его длина чуть менее метра, но встречаются и полутораметровые особи. Весят эти рыбки в среднем около 12 килограммов и весьма недурны на вкус.

Читайте также: Сумчатый волк реабилитирован. Поздно

Неудивительно, что темный групер с доисторических времен был излюбленным объектом для средиземноморских рыбаков — существует огромное количество способов его приготовления, и одно блюдо покажется вкуснее другого. Кости этой рыбы обнаружены на стоянках времен среднего палеолита, которым более 100 тысяч лет. Все это привело к тому, что с появлением современного спортивного рыболовства каменный окунь оказался под угрозой своего полного исчезновения.

Для спасения исчезающих видов, в том числе и темного групера, в Средиземноморской акватории были созданы морские заповедники. Однако, из-за долговременного влияния человека на численность популяций каменного окуня оценить успех мер по его спасению оказалось непросто. В идеале надо сравнивать современное состояние данных популяций с тем, что происходило с ними до появления крупного промышленного рыболовства, то есть сотни и тысячи лет назад. Но откуда взять эти данные, ведь в те времена учет его численности не проводился?

Ясно лишь то, что исходные условия обитания этой рыбы с течением времени оказались нарушенными — к этому выводу пришел профессор морской экологии Фьоренца Микели (Fiorenza Micheli), изложив результаты своих исследований на сайте Стэнфордского университета (США).

Фото: AP

И тут на помощь биологам пришли… древние мозаики и росписи! Доктор Микели и ее коллега Паоло Гвидетти (Paolo Guidetti) из итальянского университета в Саленто предприняли попытку заглянуть дальше, чем это позволяют сделать традиционные методы экологии. И в этом начинании им помогла история искусств, поскольку сцены рыбной ловли служили вдохновением для многих художников Средиземноморья. Исследователи обнаружили сотни этрусских, греческих и римских работ с сюжетами, изображающими рыбалку. На античных средиземноморских мозаиках морские обитатели, в том числе и каменные окуни, выполнены настолько детально, что их невозможно не узнать.

Результаты своего исследования ученые опубликовали в специализированном журнале по экологии и защите окружающей среды Frontiers in Ecology and the Environment. Древние авторы изображали рыбу довольно точно, так что можно отличить один вид от другого. С одним очень существенным отличием — судя по изображениям, темный групер античных времен оказался настолько велик, что на мозаике изображен заглатывающим человека целиком.

Несмотря на некоторую поэтическую вольность, это на самом деле показательный пример. Сейчас вылавливают в основном мелкого каменного окуня, не более 50-60 сантиметров длиной, а в старину плавали вот такие морские чудища! Но особенно удивляет тот факт, что тогдашние рыбаки ловили каменного окуня гарпунами на мелководье, хотя сегодня он встречается только на значительных глубинах. Кстати, о том, что темный групер — рыба мелководная, писали античные авторы Плиний и Овидий, в трудах которых подробно описана рыбная ловля каменных окуней, производящаяся именно с побережья.

"Любопытно, что на мозаике из Лувра "Триумф Нептуна и Амфитриты" видно, как дети гарпунят каменного окуня с лодки", — говорит Микели. Это еще одно подтверждение того факта, что его было очень просто ловить. Если уж с этим даже дети справлялись…

Хорошей новостью ученые считают уже то, что современные популяции каменного окуня демонстрируют возвращение к прежним привычкам (некоторые уже перебрались на мелководье) и размерам. Так, количество темных груперов в охраняемых зонах в пять-десять раз превышает их численность в других частях Средиземного моря, а размеры отдельных особей достигают 90-100 сантиметров.

Читайте также: Древние римлянки наряжались от-кутюр

К сожалению, частичные успехи лишь контрастируют на фоне неудачных попыток восстановления популяции каменного окуня в целом. Поскольку, согласно исследованиям, средний возраст рыб во многих популяциях груперов меньше, нежели тот, в котором происходит половое созревание. Все это говорит о том, что по-прежнему значительная часть готовых к размножению особей вылавливается за пределами заповедников (крупные рыбы всегда стремятся покинуть те места, где прошло их детство), и, следовательно, госпожа Удача редко улыбается исследователям, готовым пойти на объявление моратория на вылов каменного окуня.

Крайние меры необходимы, считает Микели, потому что "вид не восстанавливается за пределами нескольких небольших заповедников, но это будет непопулярной мерой". Ведь спортивное рыболовство до сих пор является одной из основных приманок для туристов в Средиземноморье, а групер — одна из главных целей такой рыбалки.

Читайте самое интересное в рубрике "Наука и техника"

Автор Игорь Буккер
Игорь Буккер — журналист, очеркист *
Обсудить