Многие думают, что атака террористов, иначе называемая терактом, — это событие, предсказать которое невозможно. На то они и террористы, чтобы действовать внезапно и стихийно, то есть не соблюдая никаких закономерностей. Однако недавно американские ученые доказали, что это не так. На самом деле, возможность совершения теракта в определенное время предсказать можно.
Хотя, в общем-то, с самого начала было ясно, что предсказать подобное событие в принципе возможно. Дело в том, что редко какой теракт планируется, подготавливается и совершается одним человеком, террористов и их пособников всегда несколько. А раз так, то исследователям приходится иметь дело с так называемым "законом стадного чувства", согласно которому поведение группы из нескольких человек всегда можно предсказать, а вот поведение одного человека — практически никогда.
Итак, недавно группа ученых под руководством Нила Джонсона из Университета Майами занялась исследованием закономерностей совершения террористических актов, используя данные о потерях возглавляемой США армейской коалиции в Афганистане с 2003-го по 2010 год, находящиеся в открытом доступе. В результате ученые увидели, что теракты представляют собой не цепь случайных событий, а подчиняются некоторым закономерностям. Ту, которая сразу бросилась исследователям в глаза, можно сформулировать следующим образом: после осуществления первых двух удачных терактов (которые, как правило, разделяет большой промежуток времени) временные отрезки между последующими атаками становятся все меньше и меньше.
На основании этих данных аналитики составили уравнение, переменной в котором является срок между первым и вторым терактом. Решая его, можно предсказать время совершения третьего теракта, потом, подставив его в качестве дополнительной переменной, — четвертого, и. т.п. В работе приведена следующая иллюстрация: например, если первые две атаки террористов разделяло 100 дней, то третий теракт, предположительно, произойдет через 66 дней, а четвертый — еще через 52 дня. В дальнейшем временной промежуток еще более уменьшится. Правда, это справедливо только для того случая, когда теракты совершает одна и та же группа террористов, и все они оказываются удачными.
Читайте также: Лазер, мыши и растения против террористов
Также ученые подметили еще одну закономерность — теракты всегда происходят неравномерно. Было замечено, что всегда за периодами затишья следовали вспышки насилия разной интенсивности. А через некоторое время террористы, даже при том что все их операции увенчивались успехом, опять "уходили в подполье".
Далее ученые проверили это уравнение, подставив в него данные по терактам в других регионах планеты, где находятся или находились американские войска, и обстановка, соответственно, была весьма напряженной. Выяснилось, что и в этих условиях оно работает — время совершения всех реальных терактов совпадало с тем, что было предсказано моделью. Это навело исследователей на мысль, что действительно существует некая закономерность, зная которую, можно предсказать время совершения (но, увы, не место) следующего теракта, который планирует совершить конкретная группа террористов.
Исследователи также считают, что стратегия действий террористов подчиняется закону, который хорошо известен современным ученым и называется "эффект Красной Королевы". Данное название происходит от имени знаменитого персонажа повести Льюиса Кэррола "Алиса в Зазеркалье" (правда, во всех русских переводах данного произведения эту неординарную личность зовут Черной Королевой). Как мы помним, это именно она говорила Алисе о том, что в Зазеркалье "приходится бежать со всех ног, чтобы только остаться на том же месте… а чтобы попасть куда-нибудь, нужно бежать вдвое быстрее".
Этот абсурдный на первый взгляд закон хорошо известен экологам и биологам-эволюционистам. Он работает тогда, когда речь идет о взаимодействии хищника и жертвы, паразита и хозяина и других систем при ситуации, когда одна из них оказывает давление на другую. Последней, в свою очередь, приходится эволюционировать в несколько раз быстрее просто для того, чтобы выжить.
Можно рассмотреть действие этого закона на примере двух известных персонажей — волка и зайца. Заяц, если ему, хоть и с большим трудом, удастся вырваться из пасти хищника, достаточно быстро "пересмотрит" (в эволюционном плане, конечно) свою методику маскировки и обмана. А вот волк среагирует на то, что жертва стала совсем по-другому уходить от него, далеко не сразу. Дело в том, что в популяции длинноухих прыгунов всегда найдутся менее проворные или более глупые зайцы, которыми волк сможет некоторое время питаться. И только тогда, когда таковых в результате естественного отбора не останется, ему также придется пересмотреть свою стратегию охоты.
Если же заменить волка и зайца террористами и охотящимися за ними спецслужбами, то первые, как это ни странно, будут выступать в роли зайца. Совершив один раз удачный теракт (то есть уйдя у волка прямо из-под носа), они проанализируют ситуацию (на это уйдет много времени) и, придя к выводу, что спецслужбы не поняли, почему их усилия пропали даром, повторят свою атаку. Это будет как бы "контрольным опытом" для проверки предположения о том, что спецслужбы ничего не поняли. Если и этот теракт окажется удачным, то дальше террористы будут действовать, что называется, по отработанной схеме. Именно поэтому временной промежуток между последующими атаками будет становиться все меньше и меньше — ведь "изобретать велосипед" больше не надо, осталось только сесть на него и ехать.
Спецслужбы же, как и положено волку, реагируют на все это безобразие весьма замедленно. Отчасти из-за того, что все подобные структуры весьма бюрократизированы, и поэтому для того, чтобы перестроить свою стратегию по борьбе с террористами, представителям этих ведомств следует согласовать данные планы с большим количеством вышестоящих инстанций. Вот и выходит, что там, где "заяц" примет решение за минуты, "волку" потребуются часы. Но пока последний принимает решение, террористы продолжают сеять смерть и разрушение, пользуясь его временной беспомощностью.
Однако через какое-то время "волк" все-таки находит правильное решение и начинает успешно ловить "зайцев". Тут-то теракты временно прекращаются — террористы уходят в подполье и начинают изучать новые методы "волчьей охоты". Но как только они понимают новые принципы действия спецслужб, то сразу же (а не через длительное время) перестраивают свою стратегию и, чтобы проверить новую методику в действии, совершают первый пробный теракт. Далее ситуация повторяется — и вновь до тех пор, пока "волк" не поймет, каким именно образом "зайцы" его обманывают.
Если данная модель действительно верна, то из нее следует два весьма неутешительных вывода. Первый состоит в том, что террористы всегда будут опережать спецслужбы как минимум на один шаг, поэтому профилактика терактов в том виде, в каком она осуществляется сейчас, весьма неэффективна. Другой же можно сформулировать так: чем более сильное давление будут оказывать спецслужбы на террористов, тем быстрее они будут эволюционировать. Ибо, как сказала Красная Королева, "чтобы попасть куда-нибудь, нужно бежать вдвое быстрее".
Так что, как видите, данное исследование не только дает возможность прогноза террористических атак, но и предупреждает, что традиционные методы борьбы с ними достаточно неэффективны. Однако как исправить ситуацию, ученые пока не знают. Впрочем, одна подсказка все-таки есть — данная схема взаимодействия работает лишь в устоявшейся системе отношений между жертвой и хищником, то есть между волком и зайцем. Но если на месте первого окажется другой хищник, например, лев или местный любитель охоты с двустволкой, то зайцы, не знакомые с его стратегией, смогут и не отреагировать на нее вовремя. В таком случае новый хищник просто-напросто уничтожит их всех, пока они будут только "продумывать" новую ответную стратегию.
Читайте также: Крысы-саперы никогда не ошибаются
Говоря научным языком, чтобы выйти из этого порочного круга, нужно оказать на "жертву" давление запредельно большой силы, на которое она не сможет адекватно отреагировать сразу. Подобные ситуации уже были в истории экосистем нашей планеты. Например, появление в среднем карбоне (примерно 330 миллионов лет тому назад) гигантских стрекоз, уничтоживших практически всех крупных летающих насекомых (они так и не смогли дать достойный "эволюционный ответ" этому суперхищнику). Видимо, для того чтобы окончательно победить террористов, следует сделать что-то подобное…