Еще одна версия происхождения гигантских фигур на острове Пасхи

Острова Пасхи: дикие европейцы и аборигены

Два американских ученых выдвинули очередную версию происхождения гигантских фигур на острове Пасхи. По их мнению, здесь существовала не мифическая древняя цивилизация, создавшая известные гигантские каменные изваяния, а первобытные туземцы, уничтоженные лишь с приходом европейцев. У специалистов, долгие годы занимающихся этой проблемой, такой поворот вызывает законные сомнения.

Карл Липо из Калифорнийского университета и Терри Хант из Гавайского университета выпустили книгу "Статуи, которые ходили: Разгадка тайны острова Пасхи" (The Statues that Walked: Unravelling the Mystery of Easter Island), в которой доказывают тезис о том, что этот тихоокеанский остров был заселен в 1200 годах — на 400 или 800 лет позже, чем утверждает современная наука. Исследователи верят в свою правоту и подкрепляют свое убеждение таким фактом: если бы статуи доставили из каменоломен ранее, они бы очень сильно выветрились.

Оппоненты данной версии британские археологи Пол Бан и Джон Фенли, которые готовят очередное издание своей работы "Загадки острова Пасхи" (The Enigmas of Easter Island), в качестве контраргумента ссылаются на местные предания. Аборигены подвергали статуи поруганию, отбивая им носы, что якобы свидетельствует о противостоянии двух разных группировок.

Утром 5 апреля 1722 года в Пасхальное воскресенье голландский мореплаватель Якоб Роггевен открыл остров со множеством названий. В честь большого религиозного праздника верующие моряки назвали его островом Пасхи. Еще он известен под своим полинезийским названием Рапа-Нуи. Джеймс Кук и Жан Лаперуз предпочитали именовать его Ваиху. Впрочем, английскому капитану, известному тем, что его, в конце концов, съели, остров приглянулся под местным именем Теапи.

Итак, данные радиоуглеродного анализа, полученные Терри Хантом и Карлом Липо при исследовании восьми образцов древесного угля из Анакены, все-таки свидетельствуют о том, что остров Рапа-Нуи был заселен примерно в 1200 году, что на 400-800 лет позже ранее предполагаемой даты. И всего за столетие до исчезновения на острове деревьев. Согласно прежней датировке, колонизация острова происходила в 800-1200 годах, а исчезновение пальмовых деревьев началось, минимум, спустя 400 лет после заселения. Однако вопрос о колонизации острова Пасхи в исторической науке пока не решен окончательно.

Читайте также: На острове Пасхи боятся солнечного затмения

Этнографические и археологические данные, рапануйский фольклор и его сравнение с мифами и фольклором других народов Полинезии позволяют сделать вывод, что рапануйская мифология представляет собой ветвь полинезийской мифологии. Рапануйцам были известны главные боги общеполинезийского пантеона, названные на местном наречии.

Норвежский исследователь Тур Хейердал полагает, что главные боги рапануйской мифологии имеют неполинезийский характер. Образы богов и духов (акуаку) нашли отражение в песнопениях и заклинаниях, исполнявшихся во время празднеств и обрядов умилостивления богов, обладавших таинственной силой (мана), в сакральной части генеалогий верховных вождей.

Верховный бог рапануйцев Макемаке — что означает "Светлый" — аналог общеполинезийского Тане, отчасти Танга Роа, создает землю, солнце, луну, звезды, а также первых живых существ — прародителей рапануйцев. Атрибутом бога была молния, а символом — красный цвет. "Красная вода" Макемаке воплощала жизненную силу. Его почитали в образе священных птиц — морских крачек. Воплощением маны Макемаке служил человеческий череп, который играл большую роль в священных обрядах.

Антиподом бога-творца, демиурга Макемаке являлся Уоке (Увоке) — это бог-разрушитель (возможно, поздняя ипостась общеполинезийского бога — громовержца и покровителя земледелия Ронго). Уоке разрушал землю при помощи палки-копалки до тех пор, пока не остался один остров Рапануи — "пуп земли". Символом Уоке, вероятно, было нагрудное украшение (реи миро), вырезанное из дерева в виде полумесяца, концы которого оформлены как стилизованные головки бога. Подобное украшение рапануйцы когда-то носили во время праздника посадки батата кумара.

Посреди океана остров появился благодаря великану Уоке. Первыми жителями стали Нгата Ваке и Те Охиро, которые высадились на берег рядом с Те-Ротомеа и остановились у Ваи-Марама (небольшое озеро рядом с Матавери). Неугомонный Уоке снова начал разрушать остров, и чтобы остановить великана, Те Охиро прочитал заклинание на посох Уоке, которым он долбил остров, и тот сломался.

Заселение острова Пасхи местный фольклор приписывает решению вождя Хоту-Мату'а. Его родной стране угрожало страшное наводнение, и он принял решение переселиться в другое место. До настоящего времени принято считать, что первые переселенцы с Маркизских островов появились в здешних местах в III-IV веках нашей эры. Новые колонисты из других островов Восточной Полинезии прибыли несколько позднее — в VIII-IX веках.

Красной нитью народных исторических преданий острова Пасхи проходит история войны между разными группами ханау-еепе ("тощие" или "длинноухие") и ханау-момако ("тучные" или "короткоухие"). Согласно данным антропологов, первые были чем-то вроде местной элиты. Назывались они так потому, что каждому "длинноухому" при рождении в ушную раковину вставлялась палочка, которая способствовала сильному росту мочки вниз (по местным стандартам такая мочка считалась признаком красоты). У "короткоухих" же мочки были нормального размера.

"Длинноухие" занимали все важные посты среди светской и духовной племенной администрации рапануйцев, а "короткоухие" находились у них в подчинении. Считается, что именно они и занимались непосредственным изготовлением тех самых статуй, время возникновения которых и стало предметом дискуссии. А "длинноухие" были лишь скульпторами и прорабами.

Сложно сказать, что именно в XVI веке разладилось в отношениях представителей этих двух групп. Возможно, "длинноухие" перешли ту черту, за которой разумное принуждение к выполнению рядовыми своих обязанностей превращается в беспредел, а может быть, из-за экологического кризиса, вызванного эррозией почв, начался голод, в котором народ по привычке обвинил власть придержащих. Так или иначе, но в середине XVI столетия "короткоухие" восстали и полностью истребили "длинноухих" (причем, судя по всему, побежденные представители элиты при этом были просто-напросто съедены). После чего на острове больше не ваяли величественных статуй — секреты их изготовления погибли вместе с "длинноухими".

И не только они — археологи отмечают, что победа "короткоухих", как это часто бывает при любых революциях оказалась пирровой, поскольку с истребленной элитой пропали разные прогрессивные технологии. В итоге, орудия труда стали более грубыми, многие поля, требующие особого подхода к обработке земли, — заброшенными, и рапанцуйцы, стоявшие уже на пути создания более-менее развитого государства, вновь откатились на несколько столетий назад, погрузившись в первобытную дикость.

Версия же Липо и Ханта отрицает сам факт существования подобного разделения рапануйского общества, а также гражданскую войну и ее последствия. Все это достаточно странно, посколько данная версия истории Рапа-Нуи основана не только на фольклорном материале, она также подтверждается находками археологов. Получается, что ученые просто проигнорировали все данные аргументы, поскольку они не укладывались в их исходную концепцию. Подобный подход вряд ли можно считать корректным и даже научным.

Тем не менее, Хант и Липо утверждают, что полинезийские колонисты прибыли на остров только в 1200 году, то есть на 800 лет позже, чем принято считать. Леса были сразу же уничтожены, причем наряду с подсечно-огневым земледелием свою роль сыграли привезенные переселенцами крысы, которые питались пальмовыми семенами и быстро размножались. Дату прибытия исследователи вычислили по времени, когда были сведены все леса.

Также, по мнению исследователей, сведение лесов не могло привести к экологической катастрофе, поскольку Рапа-Нуи — это старый вулканический остров, с не слишком буйной растительностью и скудной почвой. Сжигание гигантских пальм на какое-то время помогло, а потом поселенцам пришлось обратиться к другой технологии: они вкапывали в бедную почву камни из вулканической породы — это ее обогащало, а также снижало эрозию. Подобное утверждение выглядит достаточно странным — ведь повторение ситуации с Рапа-Нуи было и в XX веке буквально на глазах ученых на разных островах Тихого и Индийского океана, например, на маврикийском острове Круглый. И нигде камни из вулканических пород не смогли остановить разрушение почвенного покрова.

Есть еще и другие, чисто биологические возражения против гипотезы Ханта и Липо. Дело в том, что даже многочисленному населению никогда не удается уничтожить полностью все леса в тропическом регионе за несколько лет. Обычно на это уходит время, измеряемое столетиями. Ведь любой лес обладает способностью к самовозобновлению, он не есть что-то окончательно сложившееся раз и навсегда. Обычно даже при подсечно-огневом земледелии лес может через какое-то время восстанавливаться, поскольку данный способ землепользования предполагает частую смену обрабатываемых участков. Это до сих пор происходит на острове Мадагаскар (кстати, изобилующем вулканическими породами), жители которого при такой системе более чем за три тысячи лет так и не смогли извести все леса (хотя они очень старались).

Все это говорит о том, что считать датой прибытия полинезийцев на остров то время, когда были сведены леса, бездоказательно. Что же касается сохранности статуй, то следует заметить, что они сделаны из пород, образовавшихся из спрессованного вулканического пепла. Как показывают данные археологов, изучавших культуры Мезоамерики, такой материал достаточно медленно поддается ветровой эрозии. Поэтому-то статуи и выглядят сильно "моложе" своих лет.

Так что, судя по всему, попытка "омолодить" рапануйскую культуру, на самом деле весьма безосновательна. Хотя эта гипотеза может заставить ученых, занимающихся загадочной "цивилизацией" острова Пасхи, пересмотреть некоторые свои предположения…

Читайте самое интересное в рубрике "Наука и техника"

Автор Игорь Буккер
Игорь Буккер — журналист, очеркист *
Обсудить