Разгадка тайны греческой Диоскурии - близко?

Редкий античный колодец, датируемый IV-III веками до нашей эры, обнаружен абхазскими археологами в центре Сухума. На территории, предназначенной под строительство посольства РФ в Абхазии, находится 5-метровый колодец, сложенный из речных валунов без раствора. На месте столицы Абхазии существовала древнегреческая колония Диоскурия.

По словам специалиста управления охраны историко-культурного наследия Вадима Бжания, колодцы такой формы археологи на территории Абхазии ранее не встречали. Они встречались во время раскопок в северном Причерноморье, в районе Геленджика, Анапы, в античных городах Крыма, причем они выложены либо из окатанных валунов, либо из выпиленных блоков или "рваного" камня, передает "Интерфакс". Дно колодца аккуратно выложено плоскими валунами. На его дне обнаружены черепки керамики, покрытые черным лаком.

Вероятно из этого относительно большого колодца черпали прохладную питьевую воду жители древнегреческой колонии Диоскурии, основанной в период "Великой греческой колонизации" (VIII-VI веках до нашей эры). Морем гостеприимным — Понтом Эвксинским — называли эллины Черное море, у северных берегов которого они появились в середине VII века до н. э., заселив до этого южное, часть западного и восточного побережий.

Положа руку на сердце, признаемся: слова "колония" и "колонисты" попали в русский язык из истории Древнего Рима и не вполне эквивалентны по смыслу древнегреческим. Жители Эллады свои поселения в чужой стране называли апойкия, в дословном переводе — "выселок". А переселенцев эллины называли апойками. Поскольку это может интересовать исключительно специалистов, по-прежнему будем говорить о колониях, но имея в виду, что они иные.

Колонии могли создаваться как по официальному решению властей метрополии — города, выводящего колонию, так и по личному почину. Получив благоприятное предсказание от оракула о месте заселения и вероятной судьбе колонии, полис-метрополия отправлял туда своих "аргонавтов". После возвращения этих первопроходцев, туда перебиралась затем основная масса. Колонистов набирали тремя способами: добровольное согласие, жеребьевка или обязательный набор.

Фото: AP

"Многое зависело от конкретной политической и экономической ситуации в полисе. Но самым распространенным был все-таки набор добровольцев, — отмечает Евгений Молев, автор книги "Эллины и варвары. На северной окраине античного мира". — Численность переселенцев была невелика — от 100 до 1000 человек. Большинство среди них составляли свободные граждане, молодые мужчины — те, кто в силу различных причин не мог рассчитывать на улучшение своего материального положения на родине. Кроме того, в состав колонистов могли входить различные социальные категории неполноправного населения".

Во главе колонии стоял ойкист, которого назначала метрополия из числа представителей древних знатных родов или выбирали сами колонисты, если поселение выводилось по частной инициативе. Обычной практикой было обращение ойкиста к оракулу. После одобрения выбора места колонии божеством на ойкиста смотрели на избранника богов. Праздник в его честь считался символом единства колонии, а после его смерти ему поклонялись как герою. Ойкист занимался организацией всей жизни нового поселения: издавал законы, разбирал судебные тяжбы, распределял земли и т. д. Новое поселение он мог назвать своим именем.

Когда корабль "Арго" возвращался из Колхиды, спутники Ясона, братья-близнецы Диоскуры — Кастор и Полидевк ("отроки Зевса") — расстались с остальными аргонавтами и поплыли на север. В районе нынешней сухумской бухты ими основан город Диоскурия. Другая версия гласит, что название города произошло от греческого диа скури - "Мать рек".

Читайте также: Тайну алтайской принцессы не разгадать?

Историки пренебрегли легендами и создали свою теорию.ПримерновпервойполовинеVI века до нашей эры, в центре древней Колхиды, купцы из Милета основали Диоскурию. Поскольку в самом Милете был очень популярен культ братьев Диоскуров, которым приписывалось спасение милетцев от тирании в VII веке до нашей эры, их культ получил распространение и в городах Причерноморья, основанных Милетом или связанных с ним.

В трудах древнегреческих историков и географов Диоскурия упоминается как крупный торговый и культурный центр Колхиды. "Здесь собиралось до 300 народов, говорящих на разных языках, а дела велись с помощью 130 переводчиков", — сообщал древнегреческий путешественник и географ Страбон. Диоскурия была большим городом, хотя и уступавшим некоторым колониям северного побережья Черного моря, в частности Ольвии и Херсонесу Таврическому, процветавшими благодаря торговлей хлебом с греческой митрополией.

Понтийский царь Митридат VI Евпатор в первые годы своего правления в Диоскурии чеканил медные монеты с изображением двух фригийский шапочек со звездами над ними — атрибутами братьев Диоскуров. В 66 году до нашей эры римские легионы под водительством полководца Помпея вытеснили войска Митридата из Малой Азии, и тот вынужден был провести зиму 66- 65 годов до нашей эры в Диоскурии.

На смену греческим "выселкам" пришла римская колония. Во второй половине I века здесь размещался город-крепость Себастополис, названый в честь императора Августа, носившего имя Себастос (высокий, священный). Плиний Старший в "Естественной истории" сообщил об этой крепости, упомянув и Диоскурию. В конечном счете, и Диоскурия, и Себастополис исчезают со страниц античных хроник.

В устье речки Беслетки, которая впадает в Сухумскую бухту, на глубине двух метров археологам посчастливилось найти мраморную надгробную стелу древнегреческой работы На лицевой стороне сохранился барельеф — сцена прощания с умершей. Мастер изобразил знатную даму, сидящую в кресле, с которого свисает звериная шкура, правой рукой женщина обнимает обнаженного мальчика, прижавшегося к ее коленям, левая рука бессильно опущена. На ней — льняная сорочка, на ребенка накинут гимантий (кусок шерстяной ткани), складки которого частью подобраны на коленях женщины, частью тяжело спадают с ее левого плеча. На заднем плане — изваяние молодой девушки-служанки в пеплосе (рубахе без рукавов), которая держит на плече шкатулку, может быть, с погребальным подарком. К сожалению, не удалось обнаружить верхнюю часть надгробия, на котором обычно писали, кому и когда поставлен памятник, но ученые датируют время создания этой стелы рубежом V-IV веков до нашей эры — временем расцвета древней Диоскурии.

Археологи полагают, что крепость Себастополис в результате оползней, которые случаются на Кавказском побережье вплоть до наших дней, опустилась на морское дно. Вероятно, такая же судьба значительно раньше постигла и легендарную Диоскурию. В абхазских преданиях сохранились смутные упоминания о каком-то землетрясении, после которого море поглотило города чужестранцев.

В интервью сайту "Эхо Кавказа" историк Олег Бгажба сказал, что Диоскурия не полностью ушла под воду, ее окраина сейчас покоится под современной сухумской набережной: "Мы исследовали участок, если говорить современным языком, от кафе "Пингвин" до Красного моста. И там обнаружили слой предметов времен Диоскурии, т. е. подтверждается теория Воронова, что не весь город ушел под воду".

Слой, где могут находится артефакты Диоскурии, примерно на пять — шесть метров уходит в землю. Пока перед археологами предстали остовы старинных домов, построенных примерно в XVIII-XIX веках, во времена турецкой экспансии. В более глубоких слоях обнаружены предметы раннего средневековья: глиняные изделия с так называемым шнуровым орнаментом, хорошо знакомым абхазским археологам по находкам в горной местности. И, наконец, античный колодец.

Читайте самое интересное в рубрике "Наука и техника"

Автор Игорь Буккер
Игорь Буккер — журналист, очеркист *
Обсудить