Новый компактный электрический моноцикл

Моноциклы вытеснят автомобили

Одноколесные транспортные средства, моноциклы уже достаточно уверенно завоевывают городские улицы, вытесняя привычные велосипеды, скутеры и мотоциклы.

Американские инженеры из компании Inventist придумали очень компактный электрический моноцикл. Эта новинка называется Solowheel. Он представляет собой стабилизированный при помощи гиросенсоров аппарат с литиевыми батареями, которые обеспечивают колесу запас хода на 19 километров. Внешне же он похож на простое колесо, закрытое сверху пластиковым чехлом, по бокам которого находятся две педали.

Этого, считают создатели устройства, вполне хватит для путешествия от метро, пригородного поезда или автобуса до офиса и обратно к дому. При этом владелец моноцикла, в случае чего, может воспользоваться и обычным общественным транспортом, не расставаясь со своим "конем". Дело в том, что Solowheel достаточно легок, он весит всего девять килограммов, и, к тому же, оборудован складной ручкой переноски, а также легко помещается в обычный рюкзак для роликов.

В отличие от большинства известных моноциклов, на Solowheel едут стоя на педалях-подножках, расположенных по бокам колеса. Можно сказать, этот аппарат, по сути, является лишь самокатом без привода, к тому же снабженным дополнительным роликом для равновесия.

Читайте также: Пересадка с трамвая на машину… в чемодане

Кстати, о равновесии. На этом транспортном средстве за него, помимо ловкости наездника, отвечает электроника. Так, наклон вперед вызывает разгон аппарата, отклонение назад — торможение. Подобные сигналы улавливаются гиросенсорами, которые "сообщают о них" работающему от батареи киловаттному двигателю.

Испытания показали, что данная батарея заряжается от сети очень быстро — всего за 45 минут. Время ее работы — один час, однако, как и в других электрических самокатах, замедление или движение под гору превращает двигатель в генератор, который возвращает энергию обратно в батарею. Так что реально Solowheel может работать и полтора, и даже два часа.

Разработчики считают, что данная модель сможет достаточно быстро вытеснить с рынка другие варианты моноциклов, поскольку сочетает в себе массу преимуществ. Это легкость управления, компактность, удобство переноски и хранения и, главное, экономичность.

По предварительной информации, первые экземпляры Solowheel поступят в продажу уже в апреле 2011 года по цене 1495 долларов США. В комплект, кроме самого моноцикла, будет входить также зарядное устройство и учебный DVD.

Фото: AP

Итак, моноциклы уже достаточно уверенно завоевывают городские улицы, вытесняя привычные велосипеды, скутеры и мотоциклы. Некоторые думают, что увлечение этими аппаратами появилось в конце прошлого века, когда мегаполисы начали задыхаться от пробок, а население планеты ощутило приближение энергетического кризиса. Однако, на самом деле, одноколесные транспортные средства появились достаточно давно.

Первый моноцикл (хотя, наверное, его логичнее назвать моновелосипедом) появился еще в 1884 году. Автор этого изобретения остался неизвестен, и так же неясно, сколько экземпляров было изготовлено. Он был похож на громадное (выше человеческого роста) колесо, состоящее как бы из двух половинок, соединяющихся друг с другом подобно створкам раковины устрицы. Внутри этой "клетки из спиц" было сидение и педальный привод.

Следующее документально подтвержденное обращение к идее моноцикла произошло ровно через 20 лет — в 1904 году. На выставке в Милане был представлен аппарат, оснащенный бензиновым двигателем, состоявший из огромного, почти в человеческий рост, колеса и внутренней рамы с прикрепленными к ней мотором, сиденьем и стабилизирующими колесиками. Как сообщали СМИ, публика пришла в восторг от этой машины. Однако после блестящей демонстрации аппарат был благополучно забыт.

В течение всего XX века то там, то тут появлялись самые разные варианты моноциклов, однако все они были очень большими, тихоходными и неэкономичными. Самую интересную разработку представил в конце столетия американский байкер Керри Маклин. Его первый моноцикл был собран на базе тракторного колеса и оснащен бензиновым двигателем в 40 лошадиных сил. Внутренний диаметр устройства был около 90 сантиметров, так что сидеть в нем было достаточно тяжело. Тем не менее, эта машина могла разогнаться до скорости 100 километров в час. Интересно, что творение Маклина стало первым моноциклом, официально зарегистрированным дорожной полицией США.

С тех пор моноциклы стали эволюционировать в сторону компактности и экономичности. Кроме того, в связи с подорожанием бензина и модой на охрану воздуха от загрязнений современные изобретатели снабжают свои устройства двигателями, работающими от батарей. Кроме того, весьма популярными стали гиросенсоры — приборы, улавливающие колебания тела наездника и в зависимости от этого выравнивающие сам моноцикл.

Один из первых изобретателей, применивших эти устройства, был канадский инженер-самоучка Дэниел Вуд, автор популярного ныне "самоуравновешенного моноцикла" (Self Balancing Unicycle — SBU). Будучи, по сути, одноколесным аналогом самоката Segway, моноцикл Вуда самостоятельно удерживает равновесие благодаря трем гироскопам, акселерометру и другой электронике, а управляется наклонами тела наездника. Правда, в отличие от Solowheel, сидение там все-таки имеется.

Фото: AP

Читайте также: Водородный мопед обесценит нефть

В то же время, многие, кто пользовался моноциклом Вуда, говорят, что на нем очень сложно удерживать равновесие. Так что, не исключено, что устойчивый Solowheel будет пользоваться куда большим спросом, чем ненадежный SBU. Да и переносить его в руках куда легче и удобнее…

Читайте самое интересное в рубрике "Наука и техника" 

Автор Антон Евсеев
Антон Евсеев — зоолог, корреспондент, позже редактор отдела науки Правды.Р *
Обсудить