"Римский след" в китайской истории

Китайским ученым удалось получить подтверждение одной древней легенды, согласно которой в I веке до нашей эры на территорию Поднебесной попали римские легионеры. Генетические исследования, проведенные в деревне Лицянь, показали, что большинство ее жителей содержат в своих генах фрагменты ДНК, свойственные лишь европейцам из Средиземноморья.

Жители небольшой деревушки Лицянь, расположенной на северо-западе Китая около знаменитой пустыни Гоби, давно уже привлекали внимание китайских антропологов. Несмотря на то что все они говорят на китайском языке и считают себя представителями народа хань (самоназвание этнических китайцев), их внешность нетипична для коренных жителей Поднебесной.

В этой деревне часто можно встретить мужчин и женщин со светлыми или рыжими волосами, а также голубыми или зелеными глазами. Кроме того, многие жители деревни отличаются удлиненными носами и слабым развитием эпикантуса (складки века, вызывающей эффект "узких глазниц"). Исходя из этого, ученые предположили, что, возможно, обитатели Линцян — потомки детей, родившихся от браков европейцев и представителей народа хань.

Проведенные недавно исследования китайских генетиков подтвердили европейское происхождение, по крайней мере, 56 процентов жителей деревни. В их генах были обнаружены фрагменты ДНК, которые не встречаются у представителей титульной китайской нации. Более детальный анализ показал, что данные последовательности характерны для европейцев, обитающих в странах Средиземноморского региона. Эти результаты заставили ученых вспомнить одну китайскую легенду, которая упоминается в хрониках старинной династии Хань (206 до н.э. — 220 н.э.).

Читайте также: Самому древнему китайцу 100 тысяч лет!

В те времена земли к северу от Поднебесной населяли представители кочевого воинственного народа хунну. У китайцев были с ними достаточно сложные отношения — временами между народами вспыхивали войны, а временами устанавливался мир. Однако в I веке до нашей эры шаньюи (правители) хунну решили, что с соседями лучше дружить, чем враждовать. Но далеко не все их подданные были согласны с этим — мирное существование лишало кочевников возможности обогащаться за счет набегов.

Один из хуннских князей по имени Чжу Ци (впрочем, возможно это было не имя, а титул) решил свергнуть тогдашнего шаньюя и занять его место. Когда этого не получилось, он, собрав вокруг себя верных ему воинов, сам произвел себя в шаньюи и отделился от основной массы соплеменников. Законный верховный правитель, обеспокоенный его поведением, заключил с ханьским императором соглашение о том, чтобы совместными усилиями расправиться с бунтовщиком.

Фото: AP

Потерпев ряд поражений от войск шаньюя, Чжу Ци с остатком своей орды бежал в глухой уголок на юго-западную окраину Гоби, где ему удалось склонить на свою сторону местных кочевников из племени канъюй. С их помощью он пополнил армию, а также установил связи с правителями Парфянского царства и государств Средней Азии, которые всегда относились к ханьскому Китаю весьма недружелюбно. Таким образом, у западных границ Поднебесной появилось маленькое государство, представляющее опасность для подданных ханьского императора.

Кроме того, незадачливый сепаратист Чжу Ци умудрился напрямую поссориться с китайцами, совершив ряд удачных набегов на приграничные земли империи, а также взяв под свой контроль часть Великого шелкового пути. Поэтому в 36 году до нашей эры одному из полководцев было приказано покончить с ним. Опытный военачальник не стал медлить, собрал войска и выступил в поход.

Чжу Ци опасался, что при приближении китайской армии канъюйцы оставят его (так впоследствии и произошло), поэтому для того, чтобы иметь возможность обороняться, попросил помощи у парфянских правителей. Согласно легенде, они прислали ему небольшой отряд пеших воинов, которые, по словам китайцев, обладали "весьма длинными носами и волосами цвета соломы", а также были одеты в доспехи, напоминающиерыбью чешую.

Во время решающей битвы, произошедшей под стенами крепости, в которой закрепился Чжу Ци, эти странные "рыбьи" воины защищали ворота "с большим воодушевлением". Однако оно не спасло Чжу Ци от разгрома — китайцев было в несколько раз больше, да и тактика их была более совершенной. Дело в том, что в те времена солдаты империи Хань использовали тяжелые арбалеты, с помощью которых могли обстреливать врага со значительного расстояния. Поэтому хватило всего лишь нескольких дружных залпов, чтобы среди защитников крепости началась паника.

Когда же ободренные первым успехом китайские солдаты пошли на штурм, шальная стрела ранила самого Чжу Ци, руководившего сражением. После этого о сопротивлении вообще никто больше не помышлял и все защитники крепости, в том числе и "рыбьи" воины, стали массово сдаваться в плен. Так что китайцам удалось без особых проблем ворваться во дворец, где находился раненый Чжу Ци и обезглавить его. Всех захваченных в бою солдат пощадили и, по словам летописцев, поселили на границах империи недалеко от того места, где произошла битва.

Современные китайские историки уже давно подозревали, что упоминавшиеся в легенде "рыбьи" воины были ни кем иным, как римскими легионерами. Однако каким образом они оказались так далеко от своей родины? Скорее всего, это произошло так.

Фото: AP

Известно, что римляне несколько раз пытались сокрушить Парфянское царство, которое было основным противником Рима в борьбе за Малую Азию. Одна из таких попыток произошла в 53 году до нашей эры. Около сирийского города Карры между армией римского полководца Марка Лициния Красса (того самого, что разгромил армию рабов под предводительством Спартака) и войском парфян состоялось жестокое сражение, в результате которого римляне потерпели поражение.

В этой битве погибли тысячи римлян, в том числе и сам Красс. Однако часть из них была взята в плен и впоследствии на родину не вернулась. Историки предполагают, что победители не казнили пленных, а предложили поступить к ним на службу и определили их в гарнизоны крепостей на восточной границе царства (чтобы исключить возможность побега).

Видимо, именно этих солдат в дальнейшем парфяне прислали для помощи хуннскому сепаратисту и именно они защищали ворота крепости. О дальнейшей судьбе римских пленников китайские летописи не сообщают, однако вполне возможно, что они так и остались жить недалеко от места их последнего сражения. А поскольку современная деревня Линцян как раз там и находится, неудивительно, что ее жители являются отдаленными потомками гордых покорителей мира.

Интересно, что впервые подобную гипотезу выдвинул еще в 1950 году профессор Хомер Дабс, изучавший китайскую историю в Оксфордском университете, который прекрасно знал и древнюю легенду, и то, что жители деревни Линцян имеют весьма нетипичную для китайцев внешность. Правда, другие антропологи высказали сомнение в их римском происхождении — они считают, что жители со странной внешностью могут быть потомками других солдат армий хунну, среди которых встречались европеоиды из Средней и Центральной Азии.

Читайте также: Социальные сети Древнего Рима

Однако теперь генетические исследования, похоже, добавили в пользу "римской" гипотезы весомый аргумент. Кроме того, ее также подтверждают недавние археологические раскопки, в ходе которых были найдены останки человека, жившего в I веке до нашей эры, чей рост доходил примерно до 180 сантиметров, а облик был скорее европеоидный, чем монголоидный. Это также указывает на возможное присутствие в тех местах древних римлян.

Кстати, сами жители деревни Линцян уверены в том, что их предками были иноземные воины. Интересно, что некоторые из них носят прозвище Луома, что является китайским вариантом произношения слова "римлянин". Однако когда оно появилось, сказать сложно…

Читайте также в рубрике "Наука и техника" 

Автор Антон Евсеев
Антон Евсеев — зоолог, корреспондент, позже редактор отдела науки Правды.Р *
Обсудить