Каждый плоский экран станет трехмерным?

Технологии, позволяющие смотреть фильмы в трехмерном изображении, широко используются в кинотеатрах и на персональных компьютерах. Но домашнее телевидение по-прежнему остается плоским. Как скоро 3D-картинка попадет на "голубые экраны"? "Правда.Ру" побеседовала об этом с экспертом по проекционному и голографическому оборудованию Михаилом Винником.

200323.jpegТриумфальный успех новинок голливудской фабрики звезд, продемонстрированных зрителю в 3D-формате, снова оживил разговоры о приближении эпохи трехмерного телевидения. При этом специалисты отмечают, что домашний кинозал должен быть построен на принципиально новых технологиях изображения, ведь применение специальных поляризующих очков в быту не очень удобно — человек редко смотрит телепередачи непрерывно и периодически отвлекается от происходящего на экране.

Но такие технологии еще далеки от совершенства. С точки зрения промышленности они, в принципе, еще не существуют. "Трехмерное телевидение, не требующее надевания специальных очков, в настоящий момент абсолютно недостижимо", — считает вице-президент компании Panasonic по связям с государственными органами и корпорациями Питер Фэннон.

Читайте также "Полупроводники не сдаются"

Демонстрируемые последние годы новинки 3D-телевидения еще очень далеки от практической реализации. Еще два года назад компания Mitsubishi анонсировала старт новой разработки в этом направлении, но за прошедшее время из глубин лабораторий фирмы не появилось на свет ни единого прототипа, ни даже скудного пресс-релиза.

Производители ссылаются на то, что себестоимость подобных изделий очень велика, и первоначально подобные заявления принимались на веру. Но по мере появления новых технологий и материалов, которые могли бы изменить положение в секторе трехмерного телевидения, реального прогресса по-прежнему не наблюдается.

Собеседник "Правды.Ру", эксперт по проекционному и голографическому оборудованию Михаил Винник высказывает свое мнение по этому вопросу, которое во многом пересекается с мнением других специалистов.

"Проблема давно кроется отнюдь не в производстве соответствующих 3D-телевизоров, а том контенте, который они должны воспроизводить. Ведь как построено трехмерное изображение на телевизоре, не нуждающемся в стереоочках? ЖК-матрица таких дисплеев покрывается двояковыпуклой линзой, которая разделяет световой поток и передает его зрителю под разными углами. В результате, человек видит каждым глазом отдельную картинку. Чем больше разных потоков под разными углами, тем объемнее воспринимается изображение мозгом.

Проблема кроется в том, что и воспроизводимый контент должен быть снят одновременно с разных углов обзора. Фактически, речь идет о многократном увеличении затрат времени и средств для получения конечного продукта — для идеальной объемности картинки нужно отснять двенадцать ракурсов. Ни один продюсер не готов к подобным вложениям, окупаемость которых вызывает в данный момент сомнения".

Возможно, что решение проблемы найдется в совмещении поляризационной технологии с применением стереоочков и двояковыпуклых линз 3D-телевизоров. Компании RealD, являющаяся основным поставщиком для трехмерных кинотеатров, предложила компромиссное решение, которое гораздо проще использовать в домашних условиях.

Для телевидения нового поколения инженеры из Калифорнии создали специальные "активные" очки. Как и аксессуар для просмотра в кинотеатре, этот прибор воспринимает два потока поляризованного света, исходящего от экрана, и направляет их в левый и правый глаз. Однако, кроме этого, новые стереоочки попеременно затемняют линзы, так что в любой момент времени зритель видит лишь одним глазом.

200258.jpegТакой подход упрощает восприятие неполноценного (всего лишь двойного) разделения изображения и дает возможность смотреть кино и телепередачи не только в темноте, но и при нормальном дневном свете. ЖК-телевизоры и плазменные экраны передают избыточный сигнал — в два и более раза чаще прорисовывают картинку, чем способен воспринять мозг. Предложенная технология не потребует серьезно модернизировать существующие модели телевизоров. Необходимые для подготовки телепередач с двойной картинкой камеры уже существуют и даже прошли все необходимые предпродажные испытания.

Однако наш собеседник Михаил Винник предупреждает: "В этой разработке просматривается недостаток DLP-проекторов, которые сначала считались настоящим чудом техники, а затем потеряли часть своей привлекательности из-за допущенного просчета. Там изображение дополнялось кадрами белого цвета, перемежающими нормальную картинку. Это мелькание, не заметное глазу обычного человека, нередко вызывало раздражение у людей с рядом заболеваний головного мозга и могло спровоцировать эпилептический припадок.

В случае с активными стереоочками будет видно подобное мелькание черного цвета, а также появится огромная нагрузка на головной мозг, вынужденный оперативно совмещать данные из двух источников. Чем может обернуться такая технология — предсказать сложно, но медицинские испытания ее должны быть проведены в обязательном порядке".

При подобной сложившейся ситуации в области трехмерного телевидения очень сложно загадывать наперед. Ясно одно — даже самые совершенные технологии сегодняшнего дня не могут по-настоящему порадовать зрителя до тех пор, пока производители техники не найдут общий язык с производителями телепрограмм и фильмов. Лишь в тот момент, когда продюсеры и режиссеры будут готовы перейти на новый уровень медиа, рынок отреагирует на эти начинания, и на нем появится множество абсолютно новых технологий.

Читайте также в "Правде.Ру"

Автор Павел Урушев
Павел Урушев— редактор отдела науки интернет медиахолднга Правда.Ру
Обсудить