Экспертам-искусствоведам угрожают компьютеры

Работа эксперта, оценивающего подлинность живописных полотен, считается одной из самых сложных в области искусства. Но благодаря новому алгоритму, разработанному россиянином Игорем Бережным, теперь с этой задачей справится и компьютер. "Смогут ли электронные оценщики заменить человека?" - спросила"Правда.Ру" у искусствоведа Тамары Цвайгерт.

198918.jpegСотрудник голландского Университета Тилбурга Игорь Бережной вместе со своими коллегами Эриком Постма и Япом ван ден Хериком разработал уникальный метод определения подлинности художественных произведений. Выделив в работах Ван Гога ряд характерных черт, присущих разным периодам в творчестве великого голландца, ученые смогли описать их на понятном для компьютера языке и превратить в программное приложение.

В основу алгоритма легло давнее предположение Бережного, что идентификация подлинности полотен может производиться по присутствию определенных цветов в палитре автора, а также по их сочетанию. Взяв за основу исследование творчества Ван Гога, относящееся к так называемому "французскому" периоду, наш соотечественник установил - живописец использовал добавочные цвета для контурного выделения ряда объектов на полотне.

Читайте также "Запах книги расскажет о ее болезнях"

Так появился "метод выявления добавочных цветов" (MECC), который позволил проанализировать цветовую палитру Ван Гога и установить критерии оценки для его картин. Написанная на основе этого алгоритма программа позволяет безошибочно отличать подлинники голландского мастера от копий и подделок.

Второй метод, предложенный Игорем Бережным, опирается на индивидуальность стиля художника в нанесении мазков - их ориентации и расположении. Алгоритм POET позволяет распознавать художественные "отпечатки пальцев" живописцев, обнаруживая закономерность в рисунках, присущую только конкретному автору. Испытания программы были также проведены на работах Ван Гога и дали отличные результаты.

Все исследования проходили при содействии специалистов из Музея Ван Гога, которые очень высоко оценили конечный результат разработки. В то же время сам Игорь Бережной считает, что компьютерный интеллект никогда не сможет заменить живого специалиста, который кроме техники владеет еще и интуицией.

198919.jpegДействительно, способен ли электронный оценщик когда-нибудь прийти на смену человеку в деле определения подлинников и установления авторства? С этим вопросом корреспондент "Правды.Ру" обратился к доктору искусствоведения Тамаре Цвайгерт.

"Работа Игоря Бережного ориентирована и проверена лишь на частом случае в мировой живописи. Для того чтобы научить компьютер распознавать работы всех мастеров, потребуется создание не одного, а десятков тысяч алгоритмов - по одному на каждого живописца. Ведь индивидуальность мастера кроется в таких ничтожных и неприметных деталях, что почувствовать их проще, чем увидеть.

Из общения с экспертами я знаю, что оценку картине они делают на подсознательном уровне, а не методом логического анализа и сопоставления увиденного с какими-то известными им особенностями живописи. Это, наверное, связано с тем, что удержать в голове такой огромный пласт информации просто нереально.

Вместе с тем, у компьютера больше возможностей именно для логического исследования, когда увиденное будет сравниваться с "заученными" им теориями. Возможно, это позволит когда-нибудь ограниченно использовать способности электроники. Но о том, чтобы доверить машине проверку подлинности полотна ценой в десятки миллионов долларов, не может быть и речи".

Читайте также в "Правде.Ру"

Автор Павел Урушев
Павел Урушев— редактор отдела науки интернет медиахолднга Правда.Ру
Обсудить