По запаху книги нельзя понять - интересно ли ее содержание. Но зато можно точно определить ее физическую сохранность, уверены ученые из Великобритании и Словении. О возможности применения новой методики в библиотечном деле "Правда.Ру" побеседовала с старшим научным сотрудником Государственного музея имени А.С. Пушкина Дмитрием Урушевым.
Хорошо знакомый "запах старины", сопровождающий старые печатные издания, является не только ароматом для эстетического удовольствия библиофилов, но и важным носителем информации, который позволяет узнать о текущем состоянии книги и сделать прогноз ее сохранности на будущее. За это отвечают летучие органические вещества, выделяющиеся со страниц и обложек.
"Аромат трав с привкусом кислоты и нотками ванили поверх базового ощущения затхлости" - так звучит из уст экспертов описание запаха старых книг. Однажды профессор аналитической химии Матия Скрлик из Университета Любляны увидел, как специалист-библиолог нюхал бумагу, чтобы определить ее качество. Ученый заинтересовался таким подходом и решил изучить обонятельные маркеры, позволяющие познакомиться с книгой по запаху.
Читайте также "Законы сочетатния вина и пищи доказаны научно"
Словацкий ученый и его коллеги из Университета Любляны и Центра вечного наследия Лондонского университетского колледжа (Скрлик является профессором обоих этих научных учреждений) раскрыли тайну мистического и притягательного запаха старинных книг. Оказалось, что ее источником являются сотни разнообразных органических соединений, возникающих в бумаге и других элементах книги в процессе старения и разложения.
Среди химических соединений ученые смогли выявить те, которые являются маркерами разнообразных процессов разрушения. По их присутствию, а также концентрации, можно установить степень деградации книги и скорость, с которой она продолжает разрушаться, а значит выделять из множества фолиантов те, что нуждаются в "скорой библиотечной помощи".
Традиционная методика анализа старения книг требует варварского отношения к подчас бесценным изданиям. Для изучения требуется изъять образец бумаги, который в дальнейшем подвергается препарированию в лабораторных условиях. Чаще всего в результате проводимых манипуляций исследуемый образец полностью разрушается.
Смотрите фоторепортажи в разделе "История, наука"
Новая технология, получившая название "деградомика материала", исследует не сами книга, а выделяемые ими газы, содержащие те самые летучие органические маркеры. Таким способом ученые исследовали 72 документа, относящиеся к XIX и XX векам, в том числе и такие, которые содержат в составе бумаги смолу и деревянные волокна - самые разлагающиеся компоненты. Всего было выявлено 15 органических маркеров, по которым можно с высокой точностью определять состояние бумажных изданий для оптимизации способов их хранения.
Открытие Матия Скрлика и его коллег позволяет собрать данные о том, как происходит старение и разрушение печатных изданий, и на основании этого разработать новые методики хранения и консервации разнообразных документов, имеющих огромное культурно-историческое значение.
О том, будет ли подобная методика применяться в архивном и библиотечном деле, "Правда.Ру" побеседовала со старшим научным сотрудником Государственного музея имени А.С.Пушкина Дмитрием Урушевым.
"Данный метод исследования применим только к целлюлозной бумаге, производство которой началось лишь в середине XIX века. Для ее отбеливания использовался хлор, который разрушается со временем. Это видно по тому, как бумага желтеет. Уже по внешнему виду вышедшей из типографии книги видно - как быстро она начнет стареть. Чем белее бумага, тем выше содержание в ней хлора, а, значит, тем недолговечнее она.
Более старые издания печатались на тряпичной бумаге, в основе которой лежало хлопчатобумажное сырье. Страницы таких книг значительно надежнее и прочнее. При подходящей влажности тряпичная бумага может храниться сколь угодно долго без каких-либо признаков разрушения.
Таким образом, новая методика хоть и предлагает удачное решение по анализу состояния печатных книг, охватывает далеко не все фонды библиотечного хранения, а лишь документы последних полутора сотен лет".
Читайте также в "Правде.Ру"