Как бы так извернуться: и американцев лизнуть, куда надо, и бизнес с русскими не потерять? Такую незавидную задачу сегодня решает немецкий истеблишмент, который пытается представить газопровод "Северный поток-2" как чисто коммерческий проект. Он все же будет построен, несмотря на истерику Польши, Литвы, Украины.
В июле 2016 года пресс-секретарь президента Польши Анджея Дуды сказал Financial Times (FT), что Обама и Дуда против строительства "Северного потока-2" (Nord Stream 2). Для США речь здесь идет о формировании нежелательных отношений между Россией и ЕС, между Россией и Германией. Есть также надежда подтолкнуть Европу на строительство терминалов по приему СПГ (сжиженного природного газа), естественно американского.
Брюссель убеждают, что нельзя дать России построить газопроводы в обход Украины. Это лишит проамериканский Киев двух миллиардов долларов ежегодного дохода. С другой стороны, часть стран Восточной и Центральной Европы в течение еще 30-50 лет будет зависеть от российских поставок, и это в условиях возможной "экономической войны". Поэтому, почему бы вам не начать формировать альтернативную газотранспортную структуру, предлагают европейцам американские специалисты. Покупайте природный газ в Норвегии, если вы немецкие предприятия, СПГ в Испании, если итальянские! Но норвежский газ дорогой и будет еще дороже, а Испания может снять пиковые нагрузки Италии, но никак не удовлетворить общие ее потребности.
Это "низзя" поддерживает ряд лидеров европейских стран. Особенно выделяется руководство Польши. Польша противодействует по всем возможным фронтам, действуя информационными, правовыми и финансовыми методами. Другой агент влияния Вашингтона, президент Латвии Вейонис заявил после встречи со своей эстонской коллегой в Риге, что "Северный поток-2" не соответствует общим целям и принципам Европейского Союза по энергетике. Это проект "больше геополитический", "там нет никакого экономического обоснования", сказал Вейонис .
Резко против выступает и Украина. В январе Нафтогаз подал жалобу в Европейское энергетическое сообщество, которое было направлено в Европейскую комиссию, где говорится о возможных нарушениях законодательства странами-членами ЕС. Речь идет о третьем энергопакете, который подразумевает, что добытчик газа не может быть владельцем трубы. Иногда можно слышать голоса из Италии, но это скорее завуалированная просьба Брюсселю все же заняться альтернативным "Южным потоком" под лозунгом "Почему все хорошее всегда достается Германии?".
В Германии тоже идет полемика по проекту. Так, Манфред Вебер (Manfred Weber), лидер консервативной Европейской народной партии в Европарламенте заявил Spiegel, что "возможность введения новых санкций в отношении России и ее руководства должна оставаться на столе. Кроме того, газопровод "Северный поток-2" не надо строить до тех пор, как президент Путин сбрасывает бомбы на мирных жителей".
Однако подобные возгласы как будто не слышит министр иностранных дел Франк-Вальтер Штайнмайер. В воскресенье он заявил ARD, что вводить новые санкции против России было бы контрпродуктивно. "То, что работает на Украине, не обязательно должно быть правильным решением в Сирии. Нам нужна Россия, чтобы достичь мира в Сирии", — сказал министр. Штайнмаейр понимает, что, санкции бы наверняка приостановили проект "Северный поток-2".
Сейчас немцы на федеральном уровне разъясняют коллегам, что этот газопровод — чисто коммерческий проект без всяких геополитических глупостей, поэтому он не подлежит санкционному давлению. И понятно, почему такая позиция — газопровод снизит цену для германского потребителя на 20 процентов. "В связи с расширением "Северного потока" , мы обеспечим надежное снабжение газом Германии и ЕС в долгосрочной перспективе. Этот проект укрепит наше более чем 40-летнее успешное сотрудничество с "Газпромом", сообщает официальный сайт "Северного потока-2", который цитирует Клауса Шефера, генерального директора BASF.
Немцы сделали вид, что не заметили отказа Польши от регистрации совместного предприятия международных консорциумов. Отказ от регистрации проекта в рамках ЕС означает, что теперь каждый из заявителей будет самостоятельно искать возможности вклада в проект, поясняют официальные лица. Заметим, что "Газпром" владеет 51 процентом акций, E.ON, Shell, OMV и BASF/Wintershall — каждый десятью процентами, а Engie — девятью.
Директор по связям с общественностью "Северного потока-2" Ульрих Лиссек настроен позитивно, технических сложностей нет, работа над проектом идет по плану, ввод намечен на конец 2019 года.
Именно в 2019 году Россия должна выйти из украинской транзитной газотранспортной системы. Мощность двух веток "Северного потока" составит около 120 миллиардов кубометров газа в год, плюс "Турецкого потока" — 31,5 миллиардов. Этого достаточно, чтобы заместить мощности украинской трубы, которая сейчас прокачивает около 60 миллиардов кубов в год. К 2019 году она станет лишь одним из возможных маршрутов импорта. И в Европе это понимают. Если в 2005-06 годах о модернизации украинской ГТС говорили многие инвесторы, то сегодня таких нет. Зачем вкладывать деньги в то, что уже через три года потеряет ценность?
Для России важно, что кроме налаживания связей с Германией, усилится роль Греции и Венгрии. Обе страны уже сотрудничают с Россией по "Турецкому потоку", и обе страны находятся в "плохишах" Евросоюза по статье "национализм" (Венгрия) и долговому кризису (Греция). Тот факт, что одни извлекают выгоду из новых российских проектов, а другие этому всячески противодействуют, может усилить центробежные силы в ЕС, что тоже выгодно России. И еще один вывод. Политика Обамы, рассматривающая Россию через призму ее слабых позиций в Европе, оказалась нереалистичной. Realpolitik — это не санкции, а взаимовыгодное сотрудничество.
Читайте статью на английской версии Pravda.Ru
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.