Россия отказалась от строительства газопровода "Южный поток", но заявила о желании в скором времени проложить вторую ветку "Северного потока". О логике российской газовой политики, о ситуации на международном газовом рынке, о проекте "Турецкий поток" Pravda.Ru рассказал ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.
— Игорь, не могли бы вы напомнить, в связи с чем возникла необходимость строительства "Северного потока-2"?
— Сначала был единый газопровод Уренгой-Помары-Ужгород, который доставлял газ для европейцев из Западной Сибири и с Ямала. Когда Советский Союз развалился, оказалось, что весь газ проходит по территории одной соседней страны — через Украину. Там возникло желание нас этим пошантажировать.
В ответ было создано несколько проектов, в том числе "Северный поток" по дну Балтийского моря и "Южный поток" по дну Черного моря, чтобы обойти транзитеров.
"Северный поток" был реализован, он идет из Выборга до Грайфсвальда в Германии. Там он разделяется на две ветки — NEL и OPAL. Мощь "Северного потока" 55 млрд кубов в год. Но европейцы ввели так называемый Третий энергетический пакет, основным положением которого является то, что один поставщик не может загрузить стопроцентно мощности газопровода. То есть, чтобы была конкуренция — основные регулирующие законы Евросоюза предполагают стимулирование конкуренции на газовом и энергетическом рынке.
Подоплека заключается в том, что одно ответвление от "Северного потока" в Германии — NEL получило исключение из Третьего энергопакета и загружено на полную мощность, а второе — OPAL — не получило, и загружено на 50 процентов мощности. Из-за этого "Северный поток" не работает на всю мощь, по нему не перекачивается 55 млрд кубов, а перекачивается примерно 32,7 млрд кубов. Акционеры данного проекта теряют прибыль.
"Северный поток-2" — проект, который давным-давно обсуждался, и предполагалось, что он даст дополнительные объемы газа в Германию. Кроме того, предполагалось, что ветка дотянется до Великобритании, которая, правда, отказалась от этого проекта.
Но сейчас было объявлено о том, что возрождают переговоры по "Северному потоку-2" между "Газпромом" и европейскими коммерческими компаниями. Было подписано соглашение об акционерной компании, которая будет опираться на строительство второй ветки. Она будет по техническим параметрам примерно такая же — мощность 55 млрд кубов, только начинаться она будет не в Выборге, а в порту Усть-Луга.
Основной посыл в том, чтобы обойти транзитные страны. И если пробуксовка происходит по южному маршруту, то предполагается, что на северном ее не будет. Третий энергетический пакет регулирует правила использования уже готовой энергетической структуры, а строительство регулирует только правительства стран ЕС. Болгарское правительство аннулировало разрешение на строительство. Предполагается, что Германия — более самостоятельный игрок, и что у них собственные интересы будут выше давления США.
— Готовы ли европейцы из-за Третьего энергопакета покупать наш газ по более высокой цене?
— Пока что прошел только первый аукцион, и европейцы, в общем-то, не понимают, к чему приведет внедрение Третьего энергетического пакета. Потому что когда они реформировали свою энергетическую отрасль, они предполагали, что предложение будет превалировать над спросом, а сейчас такого не происходит.
Почему строится "Северный поток-2"? Потому что в Северном море идет очень серьезное падение добычи газа. Собственная добыча в странах ЕС и Норвегии начинает сокращаться довольно высокими темпами, особенно в Великобритании. По 15 процентов в год. Это ведет к тому, что на северо-западе Европы образуется дефицит газа.
За счет чего он может покрываться? За счет поставок из Норвегии? Но у Норвегии точно такие же проблемы в Северном море, поэтому они вынуждены уходить дальше в Норвежское, в Баренцево море, а при нынешней стоимости нефти эти проекты становятся нерентабельными.
Профицита предложения на рынке, как предполагали европейцы, нет. Поэтому "Северный поток-2" призван решить две задачи: во-первых, обеспечить дополнительные объемы поставок газа на северо-запад Европы, и решить этот вопрос с уходом от транзитных стран, то есть от Украины.
— Страны-транзитеры газа выступили с резкими заявлениями против "Северного потока-2". Есть ли серьезные противоречия в позиции стран Евросоюза? Позиция Германии одна, стран-транзитеров другая.
— В самой Германии есть несколько лагерей, которые борются между собой, и высшее руководство Германии тоже, мне кажется, не определилось с приоритетами. В ЕС все хотят обеспечить свою энергетическую безопасность. Но Германия себя уже обезопасила, потому что основные поставки газа идут через "Северный поток".
И страны Южной Европы, Восточной Европы в открытую говорят, что им не дали строить "Южный поток" и "Турецкий поток" потому, что Германия газом обеспечена, а на остальных ей плевать.
И действительно, если пойдет "Северный поток-2", то Германия окажется транзитером, потому что в контактах европейских потребителей конечной точкой, где они передают газ потребителям, является австрийский хаб, и туда нужно доставлять газ.
— Украина в 2013 году, до всех экономических пертурбаций и санкционных войн с Россией, получала примерно 3 млрд долларов за транзит газа. Украина, Польша, Словакия, они все получали прибыль от транзита газа дальше в Европу. Вот то, что Польша возмущается, это на самом деле вообще абсурдно.
— Полякам предлагали проект "Ямал-Европа-2", который будет через Польшу снабжать те страны, которые идут дальше по транзиту за Украиной. Тем самым, если на Украине прерывается транзит, то весь объем газа идет через "Ямал-Европу-2". Польша сказала, что не разрешает ничего строить на своей территории и по мелкополитическим мотивам отказалась от такого экономически выгодного проекта.
Есть еще одна проблема европейцев, с чем они не могут определиться: с одной стороны, они хотят безопасно получать газ, а с другой стороны, они не хотят спонсировать Украину. Брюссель говорит, что не хочет постоянно дотировать Украину, потому что понятно, что новые кредиты Украина никогда не отдаст. А два-три миллиарда долларов, которые Россия будет платить за транзит, они не лишние…
— Украина от них финансово зависима, и ЕС на нее надавит, как на транзитера, чтобы все было в порядке и без проблем.
— Мне кажется, они просто не до конца осознают, с кем они связались. Когда была последняя трехсторонняя встреча России, Украины и Евросоюза, когда договорились о нормах зимнего пакета, был небольшой шок у европейцев, когда Украина не гарантировала им безопасный транзит и взяла у них 500 млн долларов на то, чтобы закупить газ у России и в итоге его так и не закупила.
Значит, они будут для собственных нужд выбирать газ из тех объемов, которые уже закачали в подземное хранилище.
— В конце апреля Еврокомиссия выдвинула "Газпрому" список претензий в рамках антимонопольного расследования. Планировалось, что будет некое разбирательство, итоги которого огласят в конце сентября.
— "Газпром" предоставил объяснения по каждому из пунктов. Мне кажется, ЕС выгодно затянуть эту историю, чтобы посмотреть, как будут развиваться политические отношения России и Евросоюза и из этого уже делать некие выводы, потому что формально, я думаю, придраться к "Газпрому" никак нельзя.
— Ответ за Евросоюзом: он должен либо уточнить свои претензии, либо сказать, что его не устраивает, либо снять претензии к "Газпрому", то есть здесь, мне кажется, нужно ждать публикаций неких новых уточненных позиций и Евросоюза, и "Газпрома".
— По соглашению сторон они просто перенесли объявление этого разбирательства.
— Мы с вами встречались весной и вы рассказали, что добыча европейского газа падает и что нынешний год может стать рекордным по поставкам российского газа в Европу. Ну, вот год уже заканчивается, так оно и есть?
— Нужно будет, конечно, посмотреть по результатам года, потому что отопительный сезон очень сильно влияет на годовые объемы. Но можно ответить, что в гораздо меньших объемах, насколько я знаю, закачивался газ в подземные хранилища европейцев. Ну и плюс к тому все рассчитывали на то, что падение цены на нефть будет краткосрочным.
— Расскажите о "Турецком потоке". Там тоже сейчас немножко непонятный период.
— "Газпром" c турецкой государственной компанией Botas не спешили договариваться ни по цене, ни по техническим характеристикам будущего газопровода. И после того, как было объявлено о строительстве "Северного потока-2", мощность "Турецкого потока" "Газпром" решил сократить до двух веток из четырех.
Никакой целесообразности строительства для "Газпрома" нет. Потому что ему нужно построить с учетом транзитных мощностей, а Турция хочет газопровод только для себя.
Мы слышим эмоциональные заявления, что Турция откажется от российского газа. На самом деле крупнейший потребитель — это Германия. Турция находится на втором месте.
Турция потребляет в целом 48 млрд кубов газа в год. Ничего своего они фактически не добывают. 41 приходят по газопроводам. Из них 27 — российские. То есть более 50 процентов потребления приходится на российский газ. Остальное это примерно 5 млрд кубов из Азербайджана поставляют по газопроводу, и еще 9 млрд поставляет Иран.
— А поменять это соотношение Турция может?
— Поменять Россию на других производителей Турция сейчас не может. Потому что даже если бы она начала скупать со всего мира весь СПГ, то у них приемных терминалов не хватило бы. То есть в перспективе 10-15 лет, она может, конечно, попробовать это сделать — настроить СПГ терминалов и покупать излишки СПГ со всего мира. Но 27 млрд кубов — это очень много.
Надо будет еще посмотреть какие объемы придут из Ирана в Турцию в 2015 году. Ставка на Иран, как заменитель российского газа, все равно не проходит ни для Турции, ни для Европы. Потому что весь регион фактически пылает. Поэтому никто вкладывать свои деньги в строительство газопровода из Ирана по этой территории, я думаю, не будет. У Ирана собственных денег нет, Турция тоже не будет строить.
Соответственно, это должны быть некие европейские компании. А коммерческие компании учитывают риски и строить, я думаю, не будут.
Подготовил к публикации Владимир Беляев
Беседовала
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.