Чубайс поиграет с москвичами в "ночной дозор"

Если не изменится ситуация в РАО «ЕЭС», то в скором времени жителям Москвы, Санкт-Петербурга и Тюмени придётся запасаться парафиновыми свечами и буржуйками.

Если жители российской глубинки уже привыкли к периодическим отключениям электроэнергии, да и что там говорить, тот же Санкт-Петербург нередко погружается во тьму, особенно в зимний период, то Москва до пору до времени жила спокойно. Первый звоночек прозвенел 25 мая 2005 года во время знаменитого блэкаута, до глубины души потрясшего москвичей. Второй раз глава РАО «ЕЭС России» </a /> Анатолий Чубайс решил морально подготовить жителей столицы.

В конце ноября главный энергетик страны выступил с заявлением, в котором предупредил, что если температура воздуха в Москве опустится ниже отметки в -25 градусов по Цельсию, то в этом случае будет дана команда на отключение энергомощностей. К счастью, несмотря на аномально холодную зиму, массовых отключений не было. Но это не значит, что их не могло быть в принципе.

Читайте также на "ПРАВДЕ.Ру": Москву в морозы ждет новый "блэкаут"

Пик энергопотребления пришелся на 23 января. Подобной нагрузки Единые энергосистемы не знали с 1990 года. В опасной ситуации, учитывая осенние предупреждения Анатолия Чубайса, оказалась Москва. И хотя до веерных отключений дело не дошло, для предприятий Московского региона был введён режим ограничения подачи электроэнергии. Катастрофы не произошло, но ряд предприятий, в частности, производители ликёро-водочной продукции, предпочли вообще остановить работу.

Если бы морозы продлились хоть несколькими днями дольше, то последствия могли бы быть значительно более плачевными. Проблема в том, что, суммарная мощность электростанций, входящих в Единые энергосистемы, как сообщили "ПРАВДЕ.Ру" в пресс-службе РАО «ЕЭС» составляет 156 тысяч МВт. Общая нагрузка на электростанции в этот день, согласно официальным данным компании, составила 150,3 тыс. МВт. То есть резерва практически не оставалось. Учитывая то, что в ряде регионов, в том числе и в Москве, электростанции работали на максимуме своих возможностей, угроза аварии была как никогда близка.

Удивительная ситуация сложилась в Тюмени, где так же ощущались перебои в энергоснабжении во время холодов. Это при том, что Тюмень считается одним из самых благополучном в энергетическом плане регионов. На далее как в ноябре 2003 года в этом сибирском регионе был запущен в эксплуатацию второй блок Нижневартовской ГРЭС, которая должна была бы решить все проблемы с электроэнергией для потребителей.

На случай непредвиденных обстоятельств, в энергетической системе должен существовать резерв, превышающий возможную пиковую нагрузку. В период существования СССР этот резервный фонд составлял порядка 10-15%. Необходимо учитывать и то, что от 2 до 5% мощностей обычнонаходятся времонте, примерно столько же составляют «запертые» мощности. Словом, в результате элементарных арифметических подсчётов становится понятно, что при стратегически необходимом запасе в 20%, энергомощности РАО «ЕЭС» должны составлять не 156 МВт, а на 30-35% больше.

Газета "Промышленные ведомости" выдвигает следующую версию событий, дополняя сложившуюся картину ранее не озвучивавшимися фактами. По мнению главного редактора "ПВ" Моисея Гельмана, общая мощность входящих в Единую энергосистему и работающих в ней параллельно электростанций составляет 205 тысяч МВт - с учётом электростанций РАО «ЕЭС» и атомных станций общей мощностью около 20 тысяч МВт, принадлежащих концерну «Росэнергоатом».

Принимая во внимание, что около 40 тысяч МВт генерирующей мощности ЕЭС приходится на её сибирскую часть, работающую почти автономно, то на Урал и европейскую часть России остаётся примерно 165 тысяч МВт. Спрашивается, куда подевались не достающие согласно официальной статистике как минимум 10 тысяч МВт? Принадлежат они РАО «ЕЭС», так как атомные станции работают сейчас "под завязку", считает Гельман.

Таким образом, возникает проблема: либо РАО ЕЭС по каким-либо причинам скрывают наличие дополнительных ресурсов, либо их действительно нет. В первом случае возникает случай прямого воровства, поскольку тарифы для населения на потребление электроэнергии рассчитываются исходя из существующих мощностей. Во втором случае возникает вопрос к руководству РАО «ЕЭС России» об их профессиональной компетентности – потеря резервов неизбежно приводит к кризису.

Подобная история несколько лет назад произошла в США, во времена банкротства одной из крупнейших энергетических корпораций « Энрон ». Руководство этой компании в погоне за прибылью ликвидировала свои резервные мощности. В результате, при перегрузке энергосистемы возник дефицит мощностей и значительная часть Соединенных Штатов осталась без электроэнергии. Весь топ-менеджмент корпорации отправился под суд, а вице-президент «Энрон» Джон Клиффорд Бакстер застрелился в собственном «мерседесе».

В пресс-службе РАО «ЕЭС России» нам рассказали, что проблемы вызваны недостатком инвестиций, в том числе и инвестиций в московскую энергосистему, но над этой проблемой руководство компании уже давно думает, разработана инвестиционная программа, идут переговоры с потенциальными партнёрами.

Однако, по мнению доктора экономических наук Анатолия Кузовкина, странно, что ничего не было сделано раньше. По его словам, компании необходимо было ставить вопрос перед правительством, перед депутатами Госдумы. «Деньги на инвестиции есть, например, в том же Стабилизационном фонде», - считает профессор института Микроэкономики, недоумевая, почему не было сделано никаких движений в этом направлении. «Единственный выход – брать государству ситуацию в свои руки», - уверен Анатолий Кузовкин.

Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.

Автор Антон Куликов
Антон Владимирович Куликов — журналист, обозреватель Правды.Ру
Обсудить