Русскую водку вернули России

Роспатент зарегистрировал право использования слов «русская водка» на этикетках соответствующего напитка за Российской Федерацией. Специалисты по патентному праву недоумевают, как патентному ведомству удалось зарегистрировать не подлежащее регистрации словосочетание.

 

 Как стало известно в конце прошлой недели, Роспатент зарегистрировал за Российской Федерацией право использования наименования места происхождения «русская водка». Теперь любой производитель известного напитка должен будет обращаться за специальным разрешением, чтобы написать на этикетке слова «русская водка». Подоплека этого не очень понятного действия кроется в тянущемся несколько лет конфликте между федеральным казенным предприятием (ФКП) «Союзплодоимпорт» и эксклюзивным поставщиком русской водки на зарубежные рынки группой Souzplodimport (SPI). Специалистов по патентному праву такое решение Роспатента привело в недоумение: они никак не могут понять, что же именно зарегистрировано и, если они правильно поняли, что именно, каким образом Роспатенту удалось зарегистрировать не подлежащее регистрации сочетание слов.

 

 «Лица, желающие использовать зарегистрированное наименование, в данном случае «русская водка», должны обратиться за разрешением к правообладателю, – сообщили RBC daily в Федеральном институте промышленной собственности, рассматривающем заявки в Роспатент. – Для этого необходимо подать заявку в соответствующее ведомство. Если это наименование хочет использовать иностранный производитель, зарегистрированный за границами Российской Федерации, он должен обратиться в национальное ведомство, которое в соответствии с действующей конвенцией согласует выдачу разрешения с Российской Федерацией». Более того, производитель «русской водки» отныне должен будет провести экспертизу своей продукции в Минсельхозе на предмет соответствия свойств продукта стандартам РФ. Считается, что таким образом России удастся восстановить доверие к «русской водке». В Национальной алкогольной ассоциации такую инициативу приветствуют. «Национальная алкогольная ассоциация не может не поддерживать этот шаг, поскольку он работает на репутацию русского национального напитка, – сказал RBC daily глава ассоциации Павел Шапкин. – Русская водка должна производиться в России».

 

 Судя по всему, подоплека этого шага Роспатента кроется в многолетнем конфликте ФКП с группой SPI за право владения советскими водочными брендами. SPI в настоящее время поставляет на европейский рынок водку под марками Stolichnaya и Moskovskaya. Конфликт разгорелся в начале 1990-х гг., когда всесоюзное объединение «Союзплодоимпорт», контролировавшее производство популярных во всем мире марок русской водки, было приватизировано и превратилось в ЗАО «SPI» (Souzplodimport). К новой компании перешли и права на десятки водочных брендов. В 2001 году арбитражный суд признал незаконной приватизацию 17 из них, в том числе самых популярных в мире водок "Столичная", "Московская" и "Русская", перерегистрировав их на российский Минсельхоз. С июля 2002 г. права на них в соответствии с постановлением правительства РФ переданы созданному чуть раньше ФКП "Союзплодоимпорт". Однако наиболее привлекательные зарубежные рынки SPI пока сохранило за собой, поставляя туда водку с латвийского завода Latvijas Balzams. ФКП «Союзплодоимпорт» хочет забрать себе право поставлять водки советских марок в Европу. Борьба продолжается несколько лет с переменным успехом. Последняя атака государства в виде регистрации «русской водки» призвана запретить SPI писать на этикетках «настоящая русская водка». В самой компании считают, что данная инициатива направлена исключительно против них, потому что объемы производства «русской водки» за границей настолько незначительны, что не могут нанести серьезного урона Российской Федерации. Вместе с тем в SPI уверены, что на них это действие никак не отразится. «В соответствии с «Законом РФ о товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товара», наименование места происхождения товара определяется исключительно местонахождением его производителя, и ни Минсельхоз, ни Роспатент, ни кто-либо еще не имеет никаких полномочий отказывать водке называться «русской», если она произведена на территории Российской Федерации. Мы всегда производили, производим и будем производить свою водку в России», – сказал RBC daily топ-менеджер группы SPI Андрей Скурихин. Позицию ФКП «Союзплодоимпорт» RBC daily выяснить не удалось – в компании целый день не отвечали телефоны.

 

 У опрошенных RBC daily юристов, специализирующихся в области патентного права, действия Роспатента вызвали легкое недоумение. «Мне не очень понятно, что именно зарегистрировал Роспатент, – сказала RBC daily патентный поверенный юридической компании «Городисский и партнеры» Ольга Жаворонкова. – Если речь идет о месте происхождения, то оно и так принадлежит Российской Федерации. То есть если водка производится в другой стране, то указание на ней места происхождения «Россия» подпадает под действие закона общей юрисдикции и квалифицируется как введение потребителя в заблуждение. Для защиты от таких действий не требуется регистрации никаких специальных прав. А если речь идет о регистрации названия «русская водка», то оно не подлежит регистрации. Это название законом не охраняется и не может быть зарегистрировано на кого-то одного, в том числе и на Российскую Федерацию». По мнению Ольги Жаворонковой, заявление на регистрацию словосочетания «русская водка» содержит абсолютное основание для отказа в регистрации. Как пояснили RBC daily в компании SPI, речь идет не о бренде «Русская водка» и не об указании страны происхождения, которая обозначается на контрэтикетке посредством слов «Made in Russia» или «Сделано в России», а о небольшой надписи над этикеткой. Таким образом, зарегистрированное «Роспатентом» словосочетание не является ни брендом, ни обозначением страны происхождения. Ответа на вопрос, что же зарегистрировало патентное ведомство, RBC daily так и не удалось получить.

 

 Не совсем ясен и механизм применения зарегистрированного права. В компании SPI считают, что юрисдикция Роспатента на зарубежные рынки не распространяется. «Поставляемой на зарубежный рынок «русской водки» происшедшее не касается, – сказал RBC daily патентный поверенный Валерий Кудаков. – Слишком мало стран входит в международную патентную систему, а только в рамках ее возможна защита национальных марок на международном рынке». По мнению г-на Кудакова, регистрация слов «русская водка» имеет отношение только к продающимся на внутреннем рынке водкам. Причем, водка производимая в России, без труда сможет получить право на использование словосочетания «русская водка». Пострадает же в первую очередь «русская водка», производимая в странах СНГ, например в Таджикистане или на Украине. Валерий Кудаков считает, что в смысле защиты от украинских и таджикских подделок такая регистрация весьма полезна.

Ссылки по теме RBCdaily

Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.

Обсудить