Лужков бросил все силы на защиту городских предприятий продовольственного комплекса от скупки третьими лицами. По мнению экспертов, мэр боится вместе с этими предприятиями потерять реальную власть в Москве.
Столичным властям, по их мнению, удалось остановить процесс скупки предприятий в городе. Об этом в четверг заявил начальник управления экономической безопасности правительства Москвы Александр Корсак. Такой вывод столичные власти сделали, проанализировав работу «горячей линии», организованной для защиты имущественных интересов столицы в оптовом продовольственном комплексе. Впрочем, мэрией были приняты и более серьезные меры для того, чтобы не допустить скупки предприятий, работающих в сфере обеспечения Москвы продовольствием. Столь пристальное внимание к продовольственной сфере имеет простое объяснение: снабжение столицы продуктами питания имеет стратегическое значение: кто контролирует этот процесс, тот имеет реальную власть в городе.
На днях Юрий Лужков издал постановление, которое так и называется – «О защите имущественных интересов города Москвы в оптовом продовольственном комплексе» – и направлено как раз на защиту предприятий оптовой торговли, пищевой и перерабатывающей промышленности, которые и составляют из себя оптовый продовольственный комплекс. Сейчас в Москве функционирует 215 оптовых комплексов. 69% из них – частные, 25% – акционерные общества с долей города и 6% – государственные унитарные предприятия. Через эти предприятия в магазины столицы поступает от 52% (картофель и овощи) до 94% (хлеб и крупы) социально-значимых продуктов питания.
Обеспокоенность столичного мэра вызвала распространившаяся в последнее время практика захвата предприятий посредством различных не совсем законных технологий. «В Москве передел собственности приобрел масштабы эпидемии», – сказал RBC daily юрист международной компании «Кудер Бразерс» Кирилл Ратников. «В городе появились структуры, специализирующиеся на поглощении предприятий и использующие для этого различные средства: преднамеренное (искусственное) банкротство, незаконное отчуждение имущества, скупка акций и ряд других», – говорится в постановлении столичного правительства. При таком захвате предприятий используются порой и силовые методы. В частности, широко известен случай с похищением ребенка директора Таганского мясоперерабатывающего комбината с целью получения акций предприятия. По данным экспертов, подобными захватами, как правило, занимаются организованные преступные группировки. На данный момент в передел собственности оказались вовлеченными около 10% предприятий продовольственного комплекса столицы. Причем среди них оказались и те, в которых есть доля собственности города.
Дабы избежать увода этих предприятий, столичная мэрия предпринимает ряд мер. В частности, уже создан оперативный штаб под председательством Лужкова. Однако более действенным, по мнению столичных властей, окажется присвоение предприятиям, в которых есть доля городской собственности и на которых хранятся стратегические запасы продовольствия, статуса «Предприятие городского значения», объединение их в ассоциацию, а также ревизия всей городской собственности в оптово-продовольственных предприятиях. Мэрия считает размытость городских пакетов акций и неэффективное управление ими одной из главных проблем в борьбе с переделом продовольственного комплекса. Поэтому в срочном порядке решено провести переоценку всех пакетов акций пищевых предприятий, находящихся в собственности города – кое-где прикупить еще акций, увеличив пакет, а где-то добавить денег предприятию, чтобы довести размер его уставного капитала до реальной стоимости активов. Кроме того, мэрия намерена дать денег тем предприятиям комплекса, которые испытывают определенные финансовые проблемы. Делается это для того, чтобы не допустить их банкротства, – именно через банкротство и уводится большинство предприятий. Впрочем, денег на всех, скорее всего, не хватит, поэтому мэрия собирается пойти путем выпуска облигаций, которые будут продавать физическим лицам. При этом часть купонного дохода будет платить мэрия. Первой ласточкой станет ЗАО «Новые Черемушки», на котором столичные власти «обкатают» технологию.
Этими мерами столичное правительство не ограничится. Всем должникам в бюджет предлагается списать задолженность. Но спишут не все долги, а только те, которые образовались в результате предоставления бюджетных средств на закупку продовольствия, а также пени и штрафы по ним. Однако за материальную помощь со стороны мэрии предприятиям придется заплатить, но не деньгами. Договора со всеми руководителями предприятий, в которых есть доля мэрии, будут пересмотрены, – в них добавится пункт о персональной ответственности руководителя за банкротство предприятия.
Столь пристальное внимание к предприятиям пищевой промышленности и оптовым продавцам продуктов питания со стороны властей объясняется их стратегическим значением. В постановлении правительства говорится, что все эти меры предпринимаются для того, чтобы не допустить перепрофилирования этих предприятий, которое может поставить под угрозу обеспечение столицы продуктами. Однако дело не в этом. Как правило, захват предприятий проводится с целью их консолидации в одних руках. Если речь заходит о продовольственном комплексе столицы, то такая консолидация становится очень опасна. «Тот, кто получает контроль над большинством предприятий оптово-продовольственного комплекса, получает возможность как минимум влиять на власть экономическими методами, а как максимум, просто ее шантажировать, манипулируя ею в своих интересах», – сказал RBC daily один из экспертов. Фактически для Лужкова отдать продовольственный комплекс во многом означает утратить власть в городе.
Ссылки по теме
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.