Два с половиной месяца - это время нашего короткого лета. Время, за которое AIMR, наконец, удосужилось проверить наши CFA экзамены. Время, в течение которого, были справедливы упреки друзей и издевательства доброжелателей по поводу нашего преждевременного оптимизма в отношении американского капитализма. Много это или мало?
Наверное, немало, поскольку мы не смогли убедить всех своих клиентов оставаться "оптимистами". И, наверное, немного - мой швейцарский приятель едва успел капитализировать home equity для приобретения американских акций. Цена вопроса - инвестиционный горизонт. От всех русско-американских, русско-английских и прочих банкиров, брокеров и иного инвестиционного народа, посетившего свою историческую родину во время августовских каникул, мне удалось добиться только одного единодушного резюме относительно уроков кризиса - инвестиционное сообщество удлиняет свои инвестиционные горизонты.
Инвестиционные горизонты будут расширены повсеместно. Акции, которые
консультанты private banking предлагали клиентам приобретать на 2-3 года, теперь будут покупаться на 10 лет. Зарплаты менеджеров, вероятно, перестанут определяться сиюсекундной стоимостью акций. Успехи компаний не будут оцениваться по цифрам net income за последний квартал.
Вполне возможно и мы научимся оценивать свои успехи и чужие промахи,
руководствуясь не только текущей позицией на рынке. А еще мы, может быть, осознаем, что всему на рынке свое время, и что все в свое время может быть важным.
Эмоции - это глупо на рынке? Наверное, - 11 сентября мы анализировали свои эмоции, эмоции людей, написавших нам после наших эмоциональных
высказываний, и эмоции людей там живущих, и с тупым упрямством стояли вместе с ними на перроне и смотрели, как в спешке загружались не только экспрессы, но и товарняки в направлении коллапса американских потребителей как класса, Америки как государства, и мира, as we know it. Поезда вернулись. И пошли в обратном направлении.
Ментальность не имеет отношения к рынкам? Вероятно, - в начале января мы имели глупость утверждать, что рыночная психология для капитализма - это чрезвычайно важно, и что инвесторами недооценен удар, нанесенный по ментальности рынка коллапсом Enron'а. Мы, признаться, были плагиаторами (в чем на месте и сознавались), но имели счастье "плагиатить" господина Гринспэна, господина Бернштайна (Merrill) и господина Magnus (UBSWarburg), а не тот сонм аналитиков и экономистов, которые занимали места в комфортабельных купе в направлении 6% экономического роста! Спальные вагоны вернулись. Важные пассажиры сели лицом в другую сторону.
Fundamentals не имеют ничего общего с ценами? Конечно, - полтора долгих месяца мы беспросветно ошибались, утверждая, что fundamentals do matter, что настоящий рынок, этот тот рынок, на котором всегда есть value, что рынок сам может излечить свои недуги, даже самые тяжелые, и что именно настоящий рынок не боится этого делать. Чуть не со слезами на глазах мы смотрели на последнюю битком набитую электричку перед стрелкой "14 августа: S&P500 - 300 пунктов", наивно при этом полагая, что, может быть, самой очевидной демонстрацией самодостаточности рынка является тот факт, что регулирующие органы, когда спохватываются, приходят уже даже не на пепелище, а на стук топоров, слагающих новые стены. SEC опоздала. Стрелки развернули.
Не время подводить итоги года, но c'est la vie: за два месяца изменяются не только рынки - научившись контролировать портфельные риски, мы не всегда контролируем наши судьбы, тем паче такое, подвластное только небесам, событие, как смену места работы (к вопросу о горизонтах!). Это была неплохая история, хороший год, милые друзья, компетентные коллеги, умные боссы (на всякий случай!), интересная работа, интересные знакомства и интересный рынок но, "блажен, кто... не допив до дна бокала полного вина..."
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.