Автолоббисты пошли в атаку

К чему приговорят российских автолюбителей?

 

 Не затихает жаркая битва за российский автомобиль третьего тысячелетия и за изгнание подержанных иномарок. Пока премьер-министр Михаил Касьянов раздумывает, что же ему делать с пошлинами на подержанные иномарки, крупнейшие автопредприятия России написали министру промышленности Илье Клебанову письмо. В нем они изложили свои концептуальные воззрения на будущее отечественной автопромышленности. Чиновники уже сегодня говорят, что многие эти требования просто невыполнимы. Но и автопроизводители, похоже, сдаваться не собираются.

 

 Ассоциация крупнейших российских автопроизводителей, возглавляемые такими гигантами как КамАЗ , «АвтоВАЗ» , «СеверСтальАвто» и «Руспромавто» прислали Илье Клебанову свои поправки к концепции развития российского автопрома. Премьер Касьянов эту концепцию подписал еще месяц назад, но в недрах правительства, как уже писала «ПРАВДА.Ру», продолжается ее активная переработка. Автопроизводители считают, что их также нужно в обязательном порядке привлечь к этой деятельности. Об чем без обиняков и написали Илье Клебанову.

 

 Согласно сообщению газеты «Ведомости», российское автолобби предлагает запретить с 2005 года эксплуатацию автомобилей с правым рулем, обязательно предоставлять автопрому инвестиционные налоговые кредиты, разрешить российским автопредприятиям создавать свободные таможенные склады и снизить импортные пошлины на закупку технологического оборудования. Более того, в письме предлагается установить новые стандарты качества для автомобилей и автокомпонентов и наладить жесткий и действенный контроль за их соблюдением.

 

 Яростные попытки закрыть внутренний рынок для иностранной автопродукции не прекращается все годы экономических реформ в России. На попытке запрета праворулевых иномарок в 1994 году чуть сильно не погорел новоиспеченный премьер Виктор Черномырдин . Запрет пришлось быстро отменить. Однако вернуть российский автопром на магистральную дорогу мирового автостроения правительство решилось только сейчас. Ряд решительных шагов в этом направлении предприняли все уровни российской власти.

 

 Первым делом на предприятия автопрома обратили внимание олигархов. Таким образом «Сибал» , возглавляемый Олегом Дерипаской, заполучил в свое распоряжение «Газ» и «ПАЗ» . Чуть ранее власти всерьез озаботились контролем криминальных группировок на «АвтоВАЗе». Дерипаска год назал встретился с Владимиром Путиным и попытался убедить его в необходимости более последовательного протекционизма по отношению к российским автопроизводителям. Президент поручил разобраться со всем этим Илье Клебанову. Тот в свою очередь предложил комиссии по защитным мерам во внешней торговле во главе с вице-премьером Алексем Кудриным сильно повысить пошлины на подержанные иномарки. Комиссия возражать не стала.

 

 Однако премьеру Касьянову такое единодушие не понравилось. Он потребовал от отечественного автопрома конкретных обязательств по увеличению выпуска автомобилей и перевода их на евростандарты по шуму и загрязнению атмосферы. По мнению премьера, закрытие рынка без альтернативы со стороны российского автопромабессмысленно. Не исключено, что Михаил Касьянов учел печальный опыт Китая в этой области. В свое время в КНР фактически свернули собственный автопром, сделав ставку на стопроцентный импорт. Но уже сегодня там мощно инвестируют его скорейшее возрождение.

 

 В Минпромнауки замечания премьера учли и предложили ему несколько вариантов расправы с иностранными конкурентами. А тут и сами автопроизводители подоспели с концептуально разработанной альтернативой.

 

 Большая часть экспертов расценила предложения автопроизводителей, как вполне адекватные. Хотя не исключено, что ужесточение стандартов к новым и используемым автомобилям, вполне может вывести из оборота значительную массу старых автомобилей. А предоставление без разбора инвестиционных налоговых кредитов и свободных таможенных складов может привести у разного рода уловкам – автопроизводители могут попытаться пробить себе льготы под конкретно «отверточное» производство. Что же касается льготной растаможки оборудования, то тут мнения едины – качество российских автомобилей могло бы заметно улучшиться.

 

 Однако не следует забывать, что все попытки российского автопрома «подняться с колен» в первую очередь наталкиваются на явное нежелание подавляющей части автолюбителей России платить дорого за плохие отечественные автомобили. Здесь, конечно же, значительную роль могло бы сыграть ужесточение стандартов безопасности и экологичности, на которой настаивают автопроизводители, и в сторону которого заметно движется и правительство. Однако в этом случае значительно количество старых автомобилей, включая и отечественные, может оказаться за бортом.

 

 Правительственные чиновники уже намекнули, что наиболее лоббистские предложения удовлетворены не будут. Но и лоббисты еще не сказали последнего слова. Ведь не зря же российские власти вынудили наших олигархов вплотную заняться автопромом. В конце концов, раз уж Дерипаска взялся за «Газ», то надо бы пойти ему на встречу.

 

 Премьер Касьянов, правда, заявил сегодня, что на иномарки младше семи лет пошлины поднимать не стоит, и что скоро наши автомобили будут не хуже заграничных. Но решения никакого пока так и не принял. Они и понятно. Ошибка в таком деле может стоить очень дорого.

 

  Дмитрий СЛОБОДЯНЮК,

 «ПРАВДА.Ру»

Ссылки по теме:

  ПРАВДА.Ру:

  ГОСДУМА НЕ БРОСИЛА НА ПРОИЗВОЛ СУДЬБЫ РОССИЙСКИЙ АВТОПРОМ

  Плюсы и минусы

  160 ПРОЦЕНТОВ ПОШЛИНЫ НА СТАРЫЕ ИНОМАРКИ?

  ЗАПРЕТ EURO-0 РАЗОРИТ РОССИЙСКИЙ АВТОПРОМ

  УТРО.Ру:

  Вместо б/у иномарок нам покажут Фокус

  Правительство пощадит иномарки

  Перекресток российского автопрома

  Как автопром "отлоббировал" иномарки

  Независимая газета:

  Кудрин иномарки на ходу остановит

  "Вряд ли увеличение пошлин поможет российскому автопрому"

  "Консервные банки" против автостарушек

Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.

Обсудить